Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей)"
(подготовлен Роспотребнадзором 23.09.2020 г.)
Проект
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей)
Статья 1
Статью 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 52, ст. 5275; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 51, ст. 6683; 2018, N 17, ст. 2430; N 31, ст. 4839; 2019, N 12, ст. 1228) изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителей
1. Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, являются недопустимыми и ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло возникновение убытков у потребителя, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченного изготовителем (продавцом) индивидуального предпринимателя, импортером) в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления потребителем.
2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителей, относятся условия, которые:
1) предоставляют продавцу (исполнителю, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (о предмете, цене, сроке и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
2) ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный в пункте 2 статьи 17 настоящего Закона;
3) устанавливают штрафные санкции или иные обязанности (обременения) потребителя, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;
4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченного изготовителем (продавцом) индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
6) предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;
7) ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа оплаты товаров (работ, услуг);
8) содержат основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законом или иным правовым актом;
9) уменьшают размер законной неустойки;
10) ограничивают право выбора вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены к продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;
11) устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) перекладывают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) иные условия, нарушающие императивные правила, установленные международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
Запрещается отказ в заключении договора и внесении изменений в договор в случае правомерного указания потребителем на недопустимый характер предлагаемых при заключении договора условий с целью их исключения. При обращении потребителя с требованием об исключении из договора недопустимых условий, ущемляющих его права, оно подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу такого требования.
Односторонний отказ от исполнения обязательств по заключенному договору по причине неисполнения потребителем недопустимых условий договора, ущемляющих его права, не допускается.
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.
Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (услуг) за плату оформляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
4. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
По требованию потребителя, предъявляемого в письменной форме (в том числе в форме электронного документа), продавец (исполнитель, владелец агрегатора) в течение семи календарных дней со дня предъявления указанного требования должен представить потребителю информацию о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, изменения, расторжения или исполнения договора без предоставления персональных данных.
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) представляет информацию потребителю в той форме, в которой направлено соответствующее требование, если иное не указано в самом требовании.
При предъявлении потребителем требований о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, изменения, расторжения или исполнения договора без предоставления персональных данных в устной форме, такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.
Президент |
В. Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей) (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 4 и 6 поручения Правительства Российской Федерации от 01.06.2017 г. N ЮТ-П12-3532 и абзаца пятого и седьмого подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004ГС в целях пресечения недобросовестного поведения на потребительском рынке, в том числе выражающегося в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением или исполнением договора
Законопроектом предусмотрен запрет на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг).
Указанные нововведения призваны ограничить практику принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.
Изменения, вносимые законопроектом, соответствуют Руководящим принципам Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22.12.2015 г., которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использования личных данных потребителей, а также п. 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24 марта 2016 N C(2016)13 в соответствии с которыми компании должны защищать конфиденциальность потребителя, гарантируя, что их практика в отношении сбора и использования потребительских данных является законной, прозрачной и справедливой.
Также в целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законопроект предусматривает перечень условий, ущемляющих права потребителей.
Необходимость установления перечня условий, ущемляющих права потребителей, позволит своевременно информировать потребителей, а также субъектов предпринимательской деятельности о недопустимости включения в договоры ненадлежащих условий, противоречащих обязательным требованиям законодательства. О необходимости принятия указанных дополнительных мер свидетельствуют также данные о том, что за последние 7 лет не произошло сокращения количества выявленных нарушений, связанных с включением в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Если в 2010 году было выявлено более 6,6 тысяч таких нарушений, то в 2016 году - уже более 8 тысяч.
При этом в договоры с потребителями, как показывает правоприменительная практика, продолжают включаться условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми.
Примеры выводов суда при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов территориальных органов Роспотребнадзора о признании условий договора, ущемляющими права потребителей, а также выводов суда при рассмотрении гражданских дел по защите прав потребителей:
1) о неправомерности одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий обязательства хозяйствующим субъектом:
- положения договоров, включающие право банка на одностороннее изменение, а также на односторонний отказ кредитором от исполнения договора, противоречат статьям 310 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и ущемляют установленные законом права потребителя (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2017 N Ф08-986/2017 по делу N А63-3286/2016 - обжалование предписания Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018 N 04АП-777/2018 по делу N А78-14037/2017 - обжалование предписания Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 N 13АП-28967/2017 по делу N А56-57391/2017 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.04.2020 N Ф02-1384/2020 по делу N А78-11505/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2018 N Ф07-15238/2017 по делу N А56-88462/2016 и др.);
- формулировка заявления, предусматривающая право банка отказать в акцепте оферты на заключение договора комплексного банковского обслуживания, на открытие вклада без объяснения причин, не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, ущемляет права потребителя (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 по делу N А33-14787/2017 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю);
- условие абонентского договора об оказании услуг связи, предусматривающее право хозяйствующего субъекта на одностороннее изменение условий договора, ущемляет права потребителя (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 N 13АП-26394/2017 по делу N А56-31740/2017 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве и др.);
- право отказать в посещении клуба любому лицу без объяснения причин, является нарушением прав потребителей и норм действующего законодательства (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 N 10АП-5767/2019 по делу N А41-892/19 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Московской области).
2) о нарушении права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров:
- условие договора о территориальной подсудности споров - по месту нахождения хозяйствующего субъекта, ущемляет права потребителя и нарушает пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.09.2018 N Ф03-3171/2018 по делу N А04-50/2018 - обжалование предписания Управления Роспотребнадзора по Амурской области, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 по делу N А33-11983/2017 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 N 10АП-3128/2019 по делу N А41-90054/18 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Московской области и др.);
- включение хозяйствующим субъектом в договор безальтернативного условия о территориальной подсудности споров противоречит закону, создает невыгодные для потребителя условия по сравнению с гарантированными законом правами и ущемляет его права (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 N 01АП-9790/18 по делу N А43-25854/2018 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, Апелляционное определение Ивановского областного суда от 23.09.2019 N 33-2423/2019 и др.).
3) о незаконности штрафных санкций или иных обязанностях (обременениях) потребителя, препятствующих свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона:
- условие договора определяющее, что в случае расторжения договора по инициативе потребителя предоплата не возвращается, не соответствует положению статьи 32 Закона О защите прав потребителей и нарушает право потребителя (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу N А33-14838/2015 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и др.);
- включение в договор условия о запрете реализации потребителем права на отказ от договора ущемляет права потребителя (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.03.2020 N Ф01-9146/2020 по делу N А38-6121/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 N 01АП-6716/2019 по делу N А43-13477/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и др.);
- включение в договор условия, устанавливающего санкцию за отказ потребителя от услуг исполнителя, ущемляет предусмотренное законом право потребителя в любое время отказаться от оказания услуги (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 N 05АП-5319/2017 по делу N А24-1483/2017 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 4-КГ16-9, Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22.02.2018 по делу N 33-2175/2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 N 10АП-3128/2019 по делу N А41-90054/18 - обжалование постановления Роспотребнадзора по московской области, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 N 13АП-181/2020 по делу N А56-114354/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и др.);
4) о недействительности условий, исключающих или ограничивающих ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченного изготовителем (продавцом) индивидуального предпринимателя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом:
- расширение перечня обстоятельств, освобождающих хозяйствующего субъекта от ответственности за неисполнение договора, ущемляет права потребителей (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 N 06АП-1731/2018 по делу N А04-50/2018 - обжалование предписания Управления Роспотребнадзора по Амурской области, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 N 08АП-368/2020 по делу N А70-18143/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Тюменской области и др.)
5) о незаконности обусловливания приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создания для потребителя иных обременений, в том числе предусматривающих обязательное заключение иных договоров;
- действия хозяйствующего субъекта, поставившего принятие объекта долевого строительства в зависимость от подписания дополнительного соглашения к договору вследствие изменения площади жилого помещения и изменения параметров балконного остекления являются неправомерными (Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.08.2018 по делу N 33-5449/2018 и - др.).
- банк обусловил предоставление кредита заемщику обязательным приобретением иных платных услуг - услуг по заключению договора личного страхования, что ущемляет права потребителя (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 N 09АП-18286/2020 по делу N А40-329351/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан и др.).
6) о незаконности оказания дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 N 09АП-26658/2020 по делу N А40-332901/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 N 11АП-2822/2020 по делу N А65-27548/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2020 N 13АП-2706/2020 по делу N А56-104648/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2020 N Ф08-13062/2019 по делу N А53-27408/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Ростовской области и др.)
7) о незаконности ограничения установленного статьей 16.1 Закона о защите прав потребителя права на выбор способа оплаты товаров (работ, услуг);
- форма договора нарушает права потребителей, поскольку содержит условие о предоставлении кредита физическим лицам только в безналичном порядке путем единовременного зачисления суммы кредита на счет заемщика (Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 310-КГ17-18654 по делу N А35-18/2016 и др.).
8) о незаконности досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, в случаях, не предусмотренных законом или иным правовым актом (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 N 19АП-5528/2017 по делу N А48-1916/2017 и др.).
9) о незаконности уменьшения условиями договора размера законной неустойки (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 N 10АП-3128/2019 по делу N А41-90054/18 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Московской области и др.);
10) о незаконности ограничения право выбора потребителем вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены к продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;
- договор содержит условия, согласно которым потребитель не вправе защищать свои интересы каким-либо иным способом, помимо способа, указанного хозяйствующим субъектом (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А43-9423/2017 - обжалование постановления территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и др.).
- условия соглашения также ущемляют права потребителя, так как безосновательно лишают его права на замену некачественного товара (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А43-32508/2014 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и др.).
11) о незаконности установления обязательного досудебного порядка рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом:
- условие договора противоречит положениям гражданского законодательства, так как исполнитель обязывает потребителя к соблюдению обязательного досудебного порядка урегулирования спора (путем переговоров), который не предусмотрен законом, тем самым лишая потребителя возможности подачи искового заявления, в суд, минуя дополнительную процедуру установленную исполнителем (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 N 08АП-11636/2019 по делу N А70-8767/2019 - обжалование постановления Управлению Роспотребнадзора по Тюменской области, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу N А79-10747/2015 - обжалование предписания Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике и др.);
12) о недопустимости перекладывания на потребителя обязанности по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А43-4560/2015; постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 N 12АП-5690/2018 по делу N А12-3106/2018 - обжалование представления по Волгоградской области и др.);
13) о недопустимости ограничения потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав:
- включение обществом в общие условия использования подарочных карт и Правила оборота подарочных карт различного наминала условия о том, что "приобретенные карты не подлежат возврату" ущемляет права потребителя (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2020 N Ф05-4779/2020 по делу N А40-153027/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и др.);
- условие договора, ограничивающее право потребителя на обращение в компетентные государственные и/или муниципальные органы с заявлениями, ущемляют права потребителя (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 N 08АП-368/2020 по делу N А70-18143/2019 - обжалование постановления Управления Роспотребнадзора по Тюменской области и др.).
Принятие, публикация и широкое распространение информации о несправедливых договорных условиях будет способствовать не только профилактике одного из наиболее массовых правонарушений, но также существенно снизит уровень злоупотребления правом со стороны экономически сильного субъекта потребительских правоотношений.
Законопроект предусматривает срок вступления закона в силу, отличный от общепринятого, ввиду необходимости переходного периода для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в отдельные подзаконные акты и не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение указанных в законопроекте обязательных требований предусмотрена действующей частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и новым составом части 6 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренным проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных".
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей)
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей) не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей)
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части установления запрета для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.