Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О повышении эффективности использования капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 24.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О повышении эффективности использования капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности государственных капитальных вложений при осуществлении функций государственного заказчика по строительству объектов капитального строительства гражданского назначения, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Проведение мероприятий по созданию системы единых государственных заказчиков при строительстве указанных объектов предусмотрено Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
С 2020 года Правительством Российской Федерации проводится работа по передаче федеральных государственных учреждений, осуществляющих функции государственных заказчиков по строительству объектов капитального строительства гражданского назначения и подведомственных отраслевым федеральным органам исполнительной власти, в ведение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем смены учредителя. В частности, передача шести федеральных казенных учреждений, подведомственных пяти федеральным органам исполнительной власти, была осуществлена на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 2153-р. Указанные мероприятия проводятся в целях обеспечения наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета при финансировании мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Вместе с тем в целях повышения эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, требуется комплексный подход к централизации функций государственных заказчиков. Применение такого подхода невозможно обеспечить исключительно на основании правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем требуется системное регулирование соответствующих отношений на законодательном уровне.
В этой связи законопроектом предусмотрено создание единого государственного заказчика в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
Законопроект не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, с учетом особенностей правового регулирования указанных правоотношений.
Законопроектом предусмотрена реорганизация в форме слияния и (или) преобразования определенных Правительством Российской Федерации федеральных казенных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика. В результате указанной реорганизации будет образована публично-правовая компания "Единый государственный заказчик в сфере строительства" (далее - Единый государственный заказчик).
Основными целями создания Единого государственного заказчика согласно законопроекту являются:
проведение государственной политики по повышению эффективности управления капитальными вложениями в объекты капитального строительства, осуществляемыми за счет средств федерального бюджета;
проведение мероприятий по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, в том числе предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой, государственными программами.
Передаваемые Единому государственному заказчику объекты будут определяться в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Предложения о принятии таких решений будут подготавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
На Единого государственного заказчика согласно законопроекту возложены функции по обеспечению выполнения мероприятий по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в том числе в рамках федеральной адресной инвестиционной программы и государственных программ.
Высшим органом управления Единого государственного заказчика является наблюдательный совет. В компетенцию наблюдательного совета входит утверждение планов деятельности Единого государственного заказчика.
Органами управления Единого государственного заказчика будут являться также правление и генеральный директор.
В качестве координационного и ревизионного органа Единого государственного заказчика предлагается создать Попечительский совет.
Законопроектом предусмотрены положения, касающиеся наделения Единого государственного заказчика имуществом, необходимым для выполнения возложенных на него функций и полномочий. В частности, имущество, ранее находившееся у реорганизуемых федеральных казенных учреждений на правах оперативного управления и (или) постоянного (бессрочного) пользования, предлагается передать Единому государственному заказчику в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Законопроектом определено, что порядок передачи Единому государственному заказчику имущества в целях осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия устанавливается Правительством Российской Федерации.
Реорганизация федеральных казенных учреждений, предусмотренная законопроектом, будет осуществляться без значительного увеличения штатной численности и объемов финансирования реорганизуемых федеральных казенных учреждений, в связи с чем принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.