Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 25.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях согласования положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) с изменениями, предлагаемыми проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", разработанным Минюстом России во исполнение пункта 20 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. N 2925-р.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается в соответствии c правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации уточнить положения Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон), касающиеся порядка обжалования лицом, в отношении которого проводились оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ), постановлений суда, разрешающих уполномоченным органам проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права человека и гражданина, а также решений и действий органов, осуществляющих ОРМ, которые, по мнению лица, привели к нарушению его прав и свобод.
При этом устанавливается, что жалобы на постановление судьи и действия органов, осуществлявших ОРМ, подаются заинтересованным лицом и рассматриваются судом в порядке, установленном УПК РФ.
В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон, законопроектом предлагается статью 125 УПК РФ дополнить новой частью восьмой, устанавливающей порядок обжалования решений и действий органов, осуществлявших ОРМ, а также постановлений суда, разрешающих проведение ОРМ, если названные решения принимались, а действия осуществлялись при указанных выше обстоятельствах.
Таким образом, изменения, предлагаемые в Федеральный закон и УПК РФ, в их взаимосвязи позволят устранить пробел правового регулирования в части определения вида судопроизводства, посредством которого судом рассматриваются жалобы на решения и действия органов, уполномоченных осуществлять ОРМ, а также в части возможности обжалования судебных решений, разрешающих производство ОРМ.
Кроме того, законопроект устраняет замечания Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), высказанные в адрес российского законодательства в Постановлении от 18 сентября 2014 г. по делу "Аванесян против Российской Федерации".
В данном решении ЕСПЧ признал нарушением положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод отсутствие в российском законодательстве положений, позволяющих лицу, в отношении которого проводились оперативно-розыскные мероприятия, обжаловать судебное постановление, разрешающее проведение этих мероприятий.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, позволит в соответствии с позициями Конституционного Суда Российской Федерации и ЕСПЧ обеспечить судебную защиту прав, свобод и законных интересов граждан при проведении ОРМ и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.