Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления учета прав на доли ведения списка участников общества регистратором"
(подготовлен Минэкономразвития России 07.10.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления учета прав на доли (ведения списка участников общества) регистратором" (далее - законопроект) разработан в целях повышения гарантий защиты участников обществ с ограниченной ответственностью при совершении операций, связанных с учетом прав на доли в обществах с ограниченной ответственностью (в том числе защиты от незаконного присвоения прав на эти доли).
Законопроект также направлен на формирование единого подхода в сфере регулирования отношений, связанных с учетом прав на доли, путем наделения организаций, имеющих предусмотренную законом лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг (далее - регистраторы) полномочиями по учету прав на доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Такой подход будет сопутствовать повышению гарантий защиты прав владельцев долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью посредством формирования конфиденциально-защищенной (по сравнению с действующей) системы учета прав на доли.
Вместе с тем, законопроектом предусматривается исключение субъектов малого и среднего предпринимательства из перечня обществ с ограниченной ответственностью, которые могут передать регистраторам полномочия по учету прав на доли, что обусловлено их статусом и отсутствием большого количества корпоративных событий в указанных организациях.
Законопроектом не предполагается исключение из содержания в Едином государственном реестре юридических лиц информации об участниках общества с ограниченной ответственностью, сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведений о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования. Закрепление возможности передачи регистратору обязанности по ведению и хранению списка участников общества с ограниченной ответственностью не предопределяет отказ от действующей в настоящее время системы учета прав на доли в обществах с ограниченной ответственностью.
Наряду с изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", законопроектом предусматриваются корреспондирующие поправки в Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в том числе в подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем, на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (проект федерального закона N 913384-7 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 23 июня 2020 г.), которым подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ будет изложен в новой редакции.
Анализ правоприменительной практики выявил проблемы, связанные с ведением списка участников обществ с ограниченной ответственностью, учетом их прав, ввиду отсутствия контроля за надлежащим ведением списка участников обществ с ограниченной ответственностью, влекущего за собой случаи некорректного ведения списка участников обществ с ограниченной ответственностью, незаконного уменьшения или лишения долей участников обществ с ограниченной ответственностью.
Вступление в силу законопроекта предусмотрено по истечении ста двадцати дней со дня его официального опубликования, что обусловлено необходимостью приведения деятельности регистраторов в соответствие с требованиями, устанавливаемыми законопроектом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.