Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 09.10.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N ТГ-П8-2944, которым Министерству науки и высшего образования Российской Федерации поручено обеспечить совместно с заинтересованными федеральными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями исполнение подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 6 февраля 2020 г. от 28 марта 2020 г. N Пр-589, содержащего поручение Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих, в том числе возможность выделения из бюджетов субъектов Российской Федерации без проведения дополнительных конкурсных процедур бюджетных ассигнований образовательным и научным организациям, реализующим по итогам проведенного на федеральном уровне конкурсного отбора проекты и мероприятия, условиями которых предусматривается обязательное финансовое участие субъектов Российской Федерации.
Целью разработки законопроекта является обеспечение возможности выделения из бюджетов субъектов Российской Федерации без проведения дополнительных конкурсных процедур бюджетных ассигнований образовательным и научным организациям, реализующим по итогам проведенного на федеральном уровне конкурсного отбора проекты и мероприятия, условиями которых предусматривается обязательное финансовое участие субъектов Российской Федерации.
В настоящее время проведение конкурсных процедур при предоставлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации грантов в форме субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, предусмотрено пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, реализация указанных норм приводит к тому, что в отдельных случаях организации вынуждены дважды участвовать в конкурсах на предоставление бюджетных средств в целях достижения единых целей.
Так, например, Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 537 (далее - Правила предоставления гранта), предусмотрено предоставление на конкурсной основе участнику научно-образовательного центра мирового уровня грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта "Развитие научной и научно-производственной кооперации" национального проекта "Наука" (далее соответственно - участник центра, центр, грант).
При этом предоставление гранта осуществляется с учетом наличия финансовой поддержки программы деятельности центра субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществлена государственная регистрация участников центра (пункт 15 Правил предоставления грантов).
В свою очередь, учитывая положения пункта 7 статьи 78 и пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанная поддержка может быть оказана субъектом Российской Федерации в виде гранта в форме субсидии, предоставление которого осуществляется на конкурсной основе.
Таким образом, в целях получения гранта, предусмотренного Правилами предоставления гранта, участник центра будет вынужден дважды участвовать в конкурсных отборах, проводимых на региональном и федеральном уровнях: в первом случае для получения поддержки, необходимой для решения вопроса о предоставлении ему гранта; во втором случае - для получения гранта.
Кроме того, в отдельных случаях условием победы в отборах на предоставление бюджету субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта из федерального бюджета является наличие на его территории организации, отвечающей определенным критериям, оцениваемым при проведении соответствующего отбора. Вместе с тем, последующее предоставление субъектом Российской Федерации грантов в форме субсидии данной организации без проведения дополнительных конкурсных процедур невозможно в силу положений пункта 7 статьи 78 и пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Например, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенными в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - Правила), предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия "Создание ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее соответственно - субсидии, мероприятие федерального проекта) предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших проводимый Министерством просвещения Российской Федерации отбор.
При этом условием данного отбора является наличие в субъекте Российской Федерации организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в которых предполагается создать ключевые центры дополнительного образования детей, в том числе центры, реализующие дополнительные общеобразовательные программы (далее - организации с ключевыми центрами).
Таким образом, в отборе на предоставление субсидии участвуют как непосредственно субъекты Российской Федерации, так и опосредованно организации с ключевыми центрами, находящиеся на их территории.
В свою очередь, пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъект Российской Федерации, являющийся получателем субсидий из федерального бюджета, в целях предоставления грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям, не находящимся в его ведении, проводит отбор среди указанных учреждений.
Таким образом, организации с ключевыми центрами в целях предоставления им бюджетных средств на реализацию мероприятия федерального проекта будут вынуждены дважды участвовать в отборе, что в свою очередь может привести к излишним финансовым издержкам и необоснованному увеличению срока реализации мероприятия федерального проекта.
Законопроектом предлагается исключить необходимость проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренных пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации конкурсов в отношении образовательных и научных организаций в случаях, если указанные организации являются получателями средств федерального бюджета, предоставленных на конкурсной основе в целях реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется с привлечением бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, либо если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению грантов в форме субсидий являются межбюджетные трансферты, предоставленные этим субъектам Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию мероприятий с привлечением указанных организаций.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не повлечет за собой возникновение социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.