Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 19.10.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" разработан во исполнение пунктов 01.01.008.001 и 01.01.008.003 Плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного по итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 18 декабря 2017 г. (далее - План мероприятий).
В соответствии с пунктом 01.01.008.001 Плана мероприятий необходимо унифицировать правила подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств, а также иных заявлений в электронной форме для федеральных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, Федеральной службы судебных приставов, а также возможности представления доказательств в электронной форме.
Пунктом 01.01.008.003 Плана мероприятий предусматривается закрепление гарантий участников процесса на дистанционное участие в судебном заседании, в том числе вне здания суда.
Законопроектом предлагается установить, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде могут быть поданы через личный кабинет участника судебного процесса - информационный ресурс, который размещен в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", либо через системы электронного документооборота участников судебного процесса посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
Законопроектом устанавливаются требования к порядку подписания электронных документов. В частности, исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются через личный кабинет участника судебного процесса, могут быть подписаны простой электронной подписью, если процессуальным законодательством не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Усиленной квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются через системы электронного документооборота участников судебного процесса; подписка свидетеля о разъяснении ему прав обязанностей и ответственности; заявления об обеспечении доказательств и об обеспечении иска, а также исковое заявление, содержащее ходатайство об обеспечении иска; заявления об обеспечении имущественных интересов и исполнения судебного акта.
При наличии технической возможности в суде лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Копия судебного акта может быть направлена лицу, участвующему в деле, не только по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, но и в электронном виде в личный кабинет, в систему электронного документооборота участника судебного процесса посредством СМЭВ или посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи.
В целях реализации пункта 01.01.008.001 Плана мероприятий законопроектом предлагается урегулировать порядок участия в судебном заседании посредством веб-конференции.
Законопроект предполагает использование наряду с системой видеоконференц-связи альтернативной системы веб-конференции, которая позволит сторонам оперативно осуществлять взаимодействие с судом и принимать участие в судебных заседаниях, используя для этого различные средства коммуникации (компьютер, смартфон, планшет), без необходимости явки в суд.
Лица, участвующие в деле, и иные участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности осуществления веб-конференции.
Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующего в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется по документам, удостоверяющим личность гражданина, с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих дистанционную идентификацию и аутентификацию лица, включая единую систему идентификации и аутентификации и единую биометрическую систему.
Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством веб-конференции может быть отсутствие технической возможности для участия в судебном заседании с использованием системы веб-конференции либо разбирательство дела в закрытом судебном заседании.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться по мере появления технической возможности в судах, и не потребует дополнительного финансирования.
Доработка федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", будет осуществляться в рамках реализация мероприятий суперсервиса "Правосудие онлайн" за счет средств федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика".
В рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика" предусмотрена субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2021-2024 годы для формирования на участках мировых судей функционирования необходимой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры для организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия, приема исковых заявлений, направляемых в электронном виде, и организации участия в заседаниях мировых судов в режиме видеоконференцсвязи.
Законопроект позволит повысить гарантии права граждан и юридических лиц на судебную защиту, усовершенствовать действующие нормы процессуального законодательства, регламентирующие порядок использования электронных документов в судопроизводстве.
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.