Доработанный текст проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении Правил по охране труда при проведении работ в особых климатических условиях"
(подготовлен Минтрудом России от 25.08.2020)
1. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 30, ст. 3732; 2011, N 30, ст. 4586, 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2019, N 45, ст. 6362), приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействия микроклимата и климатических опасностей согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.
Министр |
А.О. Котяков |
Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от "___"_________ 20__ года N___
Правила по охране труда при работах в особых температурных условиях воздействия микроклимата и климатических опасностей
I. Общие положения
1. Правила по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействия микроклимата и климатических опасностей (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ в условиях низких и высоких показателей температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха и опасных гидрометеорологических явлений (далее - воздействие особых климатических факторов внешней среды).
2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении ими производственных процессов и работ в особых температурных условиях, воздействия микроклимата и климатических опасностей.
3. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
На основе Правил, требований технической (эксплуатационной) документации организаций - изготовителей технологического оборудования, применяемого при воздействии особых климатических факторов внешней среды, санитарного законодательства работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В случае применения методов работ, материалов, оборудования, требования к безопасному применению и выполнению которых не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
5. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
6. Условия труда при воздействии особых климатических факторов внешней среды формируются такими вредными и (или) опасными производственными факторами (опасностями), как:
1) повышенная температура воздуха рабочей зоны;
2) пониженная температура воздуха рабочей зоны;
3) повышенная влажность воздуха рабочей зоны;
4) пониженная влажность воздуха рабочей зоны;
5) погодные факторы (сильные ветер, осадки, другие неблагоприятные погодные явления с их последствиями);
6) нервно-психические перегрузки работников.
7. При организации производственных процессов работодатель обязан принимать меры по исключению или снижению до допустимых уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, установленных соответствующими нормативными документами, где это возможно, а также оценивать профессиональные риски, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности.
8. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Требования охраны труда, предъявляемые
к организации проведения работ
9. Охрана труда при организации проведения работ обеспечивается:
1) принятием рациональных циклов работы/отдыха;
2) время пребывания работающих в особых климатических условиях;
3) правильным выбором средств индивидуальной и коллективной защиты;
4) правильной организацией питьевого режима работников;
5) информированием работников (руководителей работ) о прогнозах Гидрометцентров и МЧС России с целью принятия своевременных организационно-технических мер по противодействию последствиям гидрометеорологических опасных явлений.
10. Режимы труда и отдыха работников, в том числе регламентированные перерывы для обогрева работников, занятых в условиях охлаждающего микроклимата, устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством.
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным подразделениям, размещению технологического оборудования и организации рабочих мест
Требования охраны труда, предъявляемые к производственным подразделениям
11. Границы проездов транспорта (если это является неотъемлемой частью технологического процесса) внутри производственных помещений должны быть обозначены разметкой на полу линиями шириной не менее 50 мм, выполненными несмываемой краской белого или желтого цвета, или с помощью металлических утопленных шашек, либо иным способом, обеспечивающим сохранность ограничительных линий в течение производственного процесса.
Ограничительные линии не должны наноситься ближе, чем на 0,5 м к технологическому оборудованию и стенам помещений.
12. Установка устройств питьевого водоснабжения или оборудование пунктов питьевой воды в местах хранения и применения токсических веществ запрещается.
Требования охраны труда, предъявляемые к размещению технологического оборудования и организации рабочих мест
13. Размещение технологического оборудования, исходных материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовой продукции и отходов производства в производственных помещениях и на рабочих местах должно обеспечивать осуществление производственного процесса в оптимальных режимах и не представлять опасности для работников.
14. Охрана труда при организации рабочих мест должна обеспечиваться, в том числе:
1) нормализацией температурно-влажностного режима на рабочих местах в закрытых помещениях;
2) защитой работников от воздействия особых климатических факторов внешней среды.
15. Постоянные рабочие места следует располагать на максимальном удалении от технологического оборудования, являющегося источником повышенных и пониженных температур, влажности (в том числе с использованием дистанционного управления).
16. Постоянные рабочие места, расположенные на открытом воздухе вне производственных помещений, должны быть оборудованы навесами или укрытиями для защиты работников от атмосферных осадков и солнца.
17. Рабочие места (помещения) и технологическое оборудование должны быть оснащены средствами коллективной защиты (при необходимости), исключающими или снижающими воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
1) средствами защиты от повышенного уровня инфракрасных излучений;
2) средствами защиты от повышенных или пониженных температур поверхностей оборудования, материалов, заготовок;
3) средствами защиты от повышенных или пониженных температур воздуха и температурных перепадов;
4) промышленными осушителями или увлажнителями (централизованными системами осушения или увлажнения воздуха).
18. Постоянные рабочие места в производственных помещениях, в которых осуществляются процессы жидкостной обработки сырья и полуфабрикатов, должны быть оборудованы настилами и решетками, предохраняющими ноги работников от намокания и охлаждения.
19. Для хранения чистого и сбора использованного обтирочного материала в специально отведенных местах производственных подразделений должна быть установлена металлическая тара с закрывающимися крышками.
20. Тара с использованным обтирочным материалом должна регулярно в течение рабочей смены освобождаться по мере ее наполнения. По окончании рабочей смены содержимое тары должно удаляться в специально отведенное за пределами производственного подразделения место.
Запрещается оставлять использованный обтирочный материал в таре по окончании рабочей смены.
IV. Требования охраны труда при осуществлении производственных процессов в особых температурных условиях, воздействия микроклимата и климатических опасностей
Требования охраны труда при работе в условиях высоких температур
21. С учетом категорий работ параметры нагревающего микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать установленным требованиям*(1).
22. В производственных помещениях, в которых допустимые нормативные величины показателей микроклимата невозможно установить из-за погодных условий, в целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата могут быть выполнены защитные организационно-технические мероприятия:
1) применение стационарных и мобильных воздушных кондиционеров;
2) увеличение скорости движения воздуха, в том числе с использованием вентиляторов;
3) применение оконных жалюзи, солнцезащитных оконных пленок;
4) оборудование помещений для отдыха, в которых обеспечены оптимальные показатели микроклимата;
5) регламентация времени работы, перерывы в работе.
23. К дополнительным организационным мерам защиты от перегрева относятся:
1) изменение рабочего графика (более раннее начало работы);
2) проведение тяжелых физических работ в ранние утренние или поздние вечерние часы работы.
24. Большее число коротких перерывов в работе имеют больший эффект для организма, чем несколько длинных перерывов. Количество перерывов следует постоянно увеличивать при повышении температуры воздуха.
25. В помещении, в котором осуществляется нормализация теплового состояния человека после работы в нагревающей среде, температуру воздуха во избежание охлаждения организма вследствие большого перепада температур (поверхность тела - окружающий воздух) и усиленной теплоотдачи испарением пота следует поддерживать на уровне 24-25°C.
26. В полевых условиях на открытом воздухе для защиты от прямых солнечных лучей могут использоваться тенеобразующие объекты (навесы, тенты - сооружения, лесополосы, природно-ландшафтные объекты).
При разработке режима работы необходимо ориентироваться на допустимую степень нагревания работающих, регламентируемую временем непрерывного пребывания в условиях повышенной температуры наружного воздуха и временем отдыха в целях нормализации теплового состояния организма.
27. Во избежание нарушения водного баланса работников в условиях нагревающего микроклимата необходимо обеспечение полного возмещения жидкости.
28. Среднесменная температура воздуха не должна выходить за пределы допустимых величин температуры воздуха для соответствующих категорий работ, установленных санитарными правилами и нормами и по гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений.
29. При проявлении признаков недомогания, характерных для теплового и солнечного удара (покраснение кожи, сильное потоотделение, головокружение, головная боль, тошнота, общая слабость, одышка, тяжесть и пульсация в висках, помрачение сознания, повышение температуры тела до 40°С и более, мышечные судороги, редкое и поверхностное дыхание), необходимо обратиться за медицинской помощью.
Требования охраны труда при работе в условиях низких температур
30. С учетом категорий работ параметры охлаждающего микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать установленным требованиям*(2).
31. Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях для различных климатических регионов могут быть определены на основе соответствующих методических рекомендаций*(3) Роспотребнадзора, могут быть регламентированы отраслевыми/корпоративными документами.
32. Режим работы предусматривает регламентацию времени непрерывного пребывания на холоде и продолжительность обогрева в целях нормализации теплового состояния человека.
33. При выборе СИЗ от холода необходимо учитывать следующее:
1) одежду следует носить в несколько слоев, которые обеспечивают лучшую защиту, чем один утолщенный предмет одежды (воздух между слоями одежды обеспечивает лучшую изоляцию, чем сама одежда);
2) для работы во влажных условиях наружный слой одежды должен быть водонепроницаемым;
3) если не требуется использование подвижности пальцев рук в работе, предпочтение следует отдавать рукавицам, а не перчаткам;
4) не рекомендуется применять СИЗ из хлопка при интенсивной физической нагрузке, давая предпочтение материалу - шерсть и синтетические волокна (СИЗ быстро становятся влажными, в результате чего теряются их теплоизолирующие свойства. С другой стороны, шерсть и синтетические волокна сохраняют тепло и во влажном состоянии (данное обстоятельство не применяется к СИЗ для работы на взрывопожароопасных производствах).
34. Работодатель должен регламентировать время пребывания на холоде и время, необходимое на обогрев, применительно к различным метеоусловиям, физической активности, теплоизоляции СИЗ.
35. При разработке внутрисменного режима работы на период рабочей смены следует ориентироваться на допустимую степень охлаждения работающих, регламентируемую временем непрерывного пребывания на холоде и временем обогрева.
36. При разработке локальных требований к продолжительности непрерывного пребывания на холоде должно учитываться следующее:
1) охлаждение человека при работе на холоде в течение рабочей смены не должно превышать предельно допустимый уровень теплового ощущения -"прохладно*(4)". При однократном за рабочую смену пребывании на холоде охлаждение не должна быть более уровня теплового ощущения - "прохладно", "холодно";
2) средства от воздействия пониженной температуры в зависимости от климатического региона, времени непрерывного пребывания на холоде, воздухопроницаемости материала верха и с учетом тяжести выполняемой работы должны иметь необходимые теплозащитные свойства;
3) критерием продолжительности непрерывного пребывания работников в условиях низких температур является опасность обморожения.
37. В целях нормализации теплового состояния работника температура воздуха в местах обогрева должна поддерживаться на уровне 21-25°С. Помещение может быть дополнительно оборудовано устройствами для обогрева кистей и стоп, обеспечивающими температуру обогреваемых поверхностей или воздуха в диапазоне 35-40°С.
38. В целях более быстрой нормализации теплового состояния организма и меньшей скорости охлаждения в последующий период пребывания на холоде в помещении для обогрева следует снимать верхнюю утепленную одежду, в связи с чем оно должно быть соответствующим образом оборудовано.
39. Во избежание переохлаждения работникам не следует во время перерывов в работе находиться на холоде в течение более 10 минут при температуре воздуха до -10°С и более 5 минут при температуре воздуха ниже -10°С.
40. Перерывы на обогрев могут сочетаться с перерывами на восстановление функционального состояния работника после выполнения физической работы. В обеденный перерыв работнику должно быть организовано "горячее" питание. Начинать работу на холоде следует не ранее чем через 10 минут после приема "горячей" пищи.
41. Температурные показатели, при которых рекомендуется не планировать выполнение физической работы категории выше IIа, необходимо определять с учетом климатических регионов (поясов).
Работникам, занятым на наружных работах зимой в IV и особом климатическом поясах, следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей.
42. При отсутствии защиты лица и органов дыхания работы на открытой территории не должны проводиться при сочетаниях температуры воздуха и скорости ветра, представляющих опасность обморожения через 1 минуту.
43. В соответствии с конкретными величинами температуры воздуха и скорости ветра должен быть определен риск обморожения открытых областей тела человека, определяющий степень безопасности работ в охлаждающей среде с учетом времени холодового воздействия.
Требования охраны труда при гололедно-изморозевых отложениях
44. При работе в условиях гололедно-изморозевых отложений (далее - ГИО) работники должны быть обеспечены утеплённой специальной обувью, подошва которой должна препятствовать скольжению по льду или ледоходами/ледоступами к обуви. При ходьбе в такой обуви наступать необходимо на всю подошву.
Запрещается использовать обувь на каблуках выше 4 см.
45. По возможности следует обходить опасные обледенелые места, особенно с наклонной поверхностью. Если это сделать не удается, то передвигаться по таким участкам следует небольшими скользящими шагами, избегая спешки.
46. При передвижении по обледенелым поверхностям запрещается переносить тяжелые предметы, руки по возможности должны быть свободны, не находиться в карманах.
47. В случаях образования ГИО пути движения персонала по производственной территории должны обрабатываться антигололедными средствами.
48. При поскользновении необходимо присесть, чтобы снизить высоту падения. В момент падения необходимо постараться сгруппироваться, избежать падение на спину, вверх лицом и, перекатившись, смягчить удар о землю.
49. После падения подниматься можно только убедившись в отсутствии травмы. Если после падения ощущается головокружение, помутнение в глазах, неестественно вывернуты конечности, началось кровотечение - необходимо, не вставая, обратиться за помощью.
Требования охраны труда при сильных атмосферных осадках
50. В сильный ливень запрещается проводить различные мероприятия под открытым небом.
51. В сильный ливень укрываться необходимо в зданиях, которые расположены выше возможного уровня подтопления.
Если здание начинает подтапливать, необходимо постараться покинуть его и перейти на ближайшую возвышенность.
При невозможности выйти из здания, необходимо подниматься на вышерасположенные этажи.
52. Если сильный ливень застал на улице, спускаться в подземные переходы и другие заглубленные помещения необходимо при крайней необходимости.
53. При граде, находясь в помещении, необходимо держаться дальше от окон и иных конструкций из стекла, других хрупких, разлетающихся от ударов объектов.
54. Если крупный град застал на открытом воздухе и отсутствует укрытие, необходимо защитить голову от ударов градин (прикрыть голову руками, сумкой, одеждой).
Требования охраны труда при сильном ветре (шторме)
55. Перед штормом необходимо:
1) плотно закрыть окна;
2) проверить крепление различных конструкций, имеющих большую парусность (например, строительных лесов, тентов), а также натяжение растяжек мачт, антенн, дымоходов и других подобных конструкций для предотвращения (минимизации) периодических колебаний данных конструкций;
3) незакрепленные предметы, находящиеся на открытой территории, которые ветер может передвинуть с места (например, мусорные баки) перенести в безопасное место;
4) проверить аварийное электропитание/переносные фонари (на случай отключения электроэнергии);
5) находясь на открытом воздухе покинуть возвышенность или открытое место.
56. Во время штормов запрещается:
1) проводить различные мероприятия под открытым небом;
2) находиться около оконных проемов помещений;
3) прятаться от сильного ветра под деревьями, около стен домов, за остановками общественного транспорта, рекламными щитам, недостроенными зданиями;
4) стоять под линией электропередач и подходить к оборвавшимся электропроводам;
5) находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ;
6) выходить из укрытия сразу, как ветер стих, так как через несколько минут шквал может повториться.
57. При нахождении на открытом воздухе следует избегать близости рекламных щитов, вывесок, дорожных знаков, линий электропередач, деревьев.
58. В качестве укрытий необходимо использовать помещения, защищающие от падающих обломков, деревьев или электрических проводов.
Если сильный шторм (скорость ветра 15 м/с и более) застал на открытой местности, необходимо покинуть возвышенность или открытое место, скрыться в углублении, овраге и плотно прижаться к земле.
59. По окончании шквала, выходя из помещения, необходимо убедиться, что на выходе нет нависающих предметов и оборванных электропроводов.
60. Приступать к ликвидации последствий необходимо только после окончания шторма. При этом необходимо оценить безопасное расстояние до потенциально опасных для обрушения сооружений, нарушенных линий электропередач.
Требования охраны труда во время грозы
61. Во время грозы необходимо:
1) укрыться в низкорослом участке леса, в небольших углублениях на склонах холмов или склонах (откосах) насыпей или выемок;
2) выключить мобильный телефон;
3) находясь на водоеме, покинуть акваторию, отойти от берега;
4) спуститься с возвышенности в низину.
62. При пересечении открытого пространства, передвигаться следует не бегом, спокойным шагом.
63. Во время грозы запрещается:
1) прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам) на расстояние менее 4 м;
2) находиться ближе 10 м от железнодорожных путей;
3) стоять под линией электропередач и приближаться на расстояние менее 8 м к оборвавшимся электропроводам;
4) пытаться прятаться в прибрежных кустах около водоемов;
5) находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ.
V. Требования охраны труда, предъявляемые к транспортным операциям в условиях воздействия особых климатических факторов внешней среды
64. Общим риском при движении транспорта в условиях воздействия особых климатических факторов внешней среды является дорожно-транспортное происшествие.
65. При торможении на скользкой дороге необходимо избегать блокировки колес транспорта во избежание юза, при котором возможны потеря устойчивости, занос, потеря управления.
Требования охраны труда при движении в условиях ГИО
66. При управлении транспортным средством в условиях ГИО необходимо:
1) избегать резких торможений, приводящих к блокировке колес, увеличению тормозного пути, к потере управляемости. При необходимости замедлить движение, притормаживание лучше осуществлять двигателем или прерывистым способом нажатия педали тормоза (при отсутствии на транспортном средстве антиблокировочной системы тормозов).
2) двигаясь по дороге, необходимо стремиться сохранять скорость движения постоянной, педалью акселератора пользоваться плавно, мягко;
3) избегать лишних, резких движений рулевым колесом.
67. При движении на подъем следует выбирать такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного завершения подъема (с механической коробкой перемены передач). При преодолении подъемов следует не допускать остановок до полного завершения подъема.
При вынужденной или непреднамеренной остановке автомобиля на подъеме следует выключить сцепление, затормозить автомобиль рабочим и стояночным тормозами и принять меры против скатывания его назад.
При спуске следует исключать движение с выжатым сцеплением.
68. В случае заноса автомобиля с передним приводом необходимо поворачивать передние колеса в сторону заноса, чуть добавить обороты, чтобы ведущие колеса выровняли траекторию движения автомобиля. На автомобиле с задним приводом необходимо поворачивать передние колеса в сторону заноса, отпустить педаль газа, используя торможение двигателем.
В случае заноса следует избегать нажатия на педаль тормоза.
69. Особое внимание в условиях ГИО необходимо проявлять, приближаясь к мостам или путепроводам, где ледяная корка на дороге появляется раньше, чем на других участках, а исчезает позже. В этих зонах требуется избегать резких движений рулем. Педалью акселератора и тормоза необходимо пользоваться плавно. На потерю сцепления шин с покрытием дорожного полотна может повлиять, как интенсивное увеличение тяги ведущих колес, путем резкого нажатия на педаль акселератора, так и моментальное прекращение тяги ведущих колес при резком отпускании педали акселератора. Усиленное давление на педаль привода тормозной системы транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной системой, может стать причиной блокировки колес.
70. Заканчивая подъем, водителю следует соблюдать осторожность при проезде через вершину, так как за ней возможен крутой спуск, ремонтируемые участки дороги, транспортные средства или какие-либо другие препятствия.
71. При сильном боковом ветре в условиях ГИО необходимо снизить скорость движения до 40 км/ч и ниже, при этом необходимо держать автомобиль на краю проезжей части ближе к обочине, так чтобы при резком порыве ветра успеть плавно съехать правой стороной на обочину где сцепление с колесами немного выше, это предотвратит выезд на встречную полосу или опрокидывание.
Требования охраны труда при движении в тумане
72. При движении в тумане возникают дорожные опасности:
1) ухудшение видимости на дороге;
2) изменение окраски световых лучей всех цветов, кроме красного (например, желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый - желтоватым);
3) искажение восприятия скорости движения;
4) затруднение ориентирования в пространстве;
5) быстрое утомление зрения.
73. Скорость движения в тумане необходимо поддерживать с учетом дальности видимости пути. Если видимость в тумане не превышает 10 м, то скорость движения рекомендуется держать не более 5 км/ч.
74. Для лучшей ориентации следует двигаться за впереди идущим транспортным средством, соблюдая безопасную дистанцию и открыв окно, чтобы лучше слышать участников дорожного движения;
Не следует терять внимание за полотном дороги, двигаясь за попутным впереди едущим транспортным средством, ориентируясь только на задний свет его фонарей (во избежание потери нужного направления движения).
75. При отсутствии попутного автомобиля, при видимости проезжей части 3-5 метров и возможной потере ориентации в пространстве и выезде на встречную полосу дороги, необходимо вести автомобиль в поле видимости края проезжей части, при этом если на дороге присутствует разметка, то держать в поле зрения полосу, ограничивающую край проезжей части, которая в условиях тумана при попадании на нее света ближних (противотуманных) фар хорошо просматривается на 4-6 метров.
76. Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с указаниями их изготовителя и при этом не должны светить вверх, для исключения ослепления впереди едущих водителей, а также водителей встречных транспортных средств.
Требования охраны труда при движении в условиях сильного дождя
77. Перед началом движения водитель при дожде (предполагаемом дожде) должен проверить:
1) работоспособность внешних световых приборов, устройств фароочистки и контрольных световых сигналов включения фар дальнего света, передних противотуманных фар, указателей поворота, передних и задних габаритных огней, задних противотуманных фонарей;
2) исправность работы стеклоочистителей, омывателей стёкол и наличие омывающей жидкости;
3) работоспособность рабочей, стояночной, а также запасной и вспомогательной тормозных систем (при наличии).
78. Меры предосторожности необходимо принимать, начиная с начала дождя, так как возможно имеющаяся на поверхности дороги пыль намокая, приобретает смазочный эффект (если дождь идет долго, он, как правило, смывает грязь, и сцепление шин увеличивается).
79. При движении в условиях сильного дождя возникают дорожные опасности:
1) ухудшение видимости на дороге;
2) ослепление водителя при ночном дожде (в результате того, что капли, попавшие на стекло, образуют слой маленьких линз, которые сильно преломляют свет фар встречного транспорта);
3) ухудшение управляемости транспортного средства в результате пониженного сцепления шин автомобиля с дорогой (гладкий асфальт по сравнению с шершавым имеет худшее сцепление с шинами; шины с симметричным рисунком протектора по сравнению с асимметричным имеют лучшее сцепление с дорогой на прямых участках за счет лучшего водоотведения из зоны контакта);
4) увеличение тормозного пути автомобиля при торможении (в результате снижения сцепления колес с мокрой дорогой и смачивания водой тормозных колодок, дисков/барабанов);
5) потеря управляемости транспорта в результате аквапланирования;
6) ухудшение управляемости и проходимости транспорта на грунтовых дорогах, приводящих к застреванию машин в размокшем грунте.
7) короткое замыкание и пожар в результате проникновения воды в электрические приборы и провода автомобиля.
80. Критическая скорость появления аквапланирования может быть начиная со скорости 40-50 км/ч, она зависит от множества факторов, среди которых:
1) ровность и шероховатость дорожного покрытия;
2) толщины слоя воды на дороге;
3) конструкция протектора шин и величина их износа;
4) давление в шинах;
5) состояния подвески автомобиля.
81. Из-за возможного резкого увеличения сопротивления движению и снижения скорости при попадании в воду колес, сопровождаемое ударом, при котором рулевое колесо может быть выбито из рук водителя и автомобиль начнет непроизвольный разворот, руль необходимо держать двумя руками в положении "10-2" или "9-3" (по условно воображаемому циферблату стрелочных часов), плотно фиксируя кистями обод руля. При всплывших передних колёсах автомобиль на поворот руля не реагирует, но в момент обретения сцепления с дорогой возникает повторный занос в сторону повёрнутых колёс. Для предотвращения повторного заноса необходимо корректировать его короткими поворотами руля на небольшой угол, сразу возвращая руль в положение "прямо", чтобы избежать рывка в сторону при выезде из лужи.
82. Для прекращения аквапланирования необходимо отпустить педаль газа и повышенное сопротивление движению, создаваемое слоем воды вместе с торможением двигателем приведут к быстрому снижению скорости.
83. Для предупреждения аквапланирования необходимо не въезжать в лужи на высокой скорости и стараться преодолевать водные препятствия по прямой.
84. В населённых пунктах перед лужами всегда необходимо тормозить из-за возможности нахождения в них невидимых ям или открытых люков.
85. Если из-за высокого уровня скопившейся дождевой воды двигатель транспортного средства заглох, необходимо включить аварийную сигнализацию и переждать ливень.
В случае стремительного пребывания воды в салон необходимо покинуть транспортное средство и пройти на возвышенный участок местности или в ближайшее здание.
86. Если дождь сопровождается с грозой для минимизации вероятности и последствий удара молнии в автомобиль необходимо:
1) закрыть все окна и люк на крыше;
2) убрать внешнюю антенну (при её наличии и возможности её убрать);
3) найти подходящее и максимально безопасное место, чтобы остановиться (избегая места с рядом стоящими деревьями, возвышенности и открытую местность);
4) отключить электрооборудование (выключить зажигание двигателя/заглушить двигатель);
5) во время грозы не прикасаться к металлическим деталям, которые соприкасаются с металлическими деталями кузова транспортного средства.
6) оставаться внутри транспортного средства, не выходя из него до тех пор, пока не закончится гроза.
Требования охраны труда при движении в условиях сильного (порывистого) ветра
87. При обнаружении дорожного знака 1.29 "Боковой ветер"*(5), предупреждающего, что сила ветра на определенном участке дороги может самопроизвольно менять направление движения транспортного средства, необходимо снизить скорость движения (до 60-70 км/ч и ниже в зависимости от изначальной скорости ветра и габаритов (парусности) транспорта), учитывая, что при меньшей скорости передвижения ветру тяжелее отклонить транспортное средство от курса движения.
Особое внимание следует обращать на ситуации при наличии сильного ветра в сочетании со скользкой дорогой.
88. Во избежание попадания в кабину (салон) транспортного средства пыли и мелких предметов, поднятых ветром, необходимо закрыть окна (форточки).
89. Водитель транспортного средства должен следить за дорожной обстановкой, обращая внимание на следующие опасности:
1) порыв ветра может сбить под колеса других участников дорожного движения;
2) ветер, ломающий деревья, столбы и иные конструкции, может внезапно бросить на транспортное средство или перед ним обломки;
3) на открытой местности скорость ветра может быть существенно больше, чем в населенном пункте, где постройки защищают дороги от ветра.
90. При движении необходимо держать достаточную дистанцию от транспортных средств, которые перевозят различные открытые грузы, закреплённые лебедками, тросами.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (вместе с "СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016, регистрационный N 43153).
*(2) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (вместе с "СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 N 43153).
*(3) Методические рекомендации МР 2.2.7.2129-06 "Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 сентября 2006 г.).
*(4) Согласно ГОСТ Р ИСО 7730-2009 "Эргономика термальной среды. Аналитическое определение и интерпретация комфортности теплового режима с использованием расчета показателей PMV и PPD и критериев локального теплового комфорта".
*(5) Правила дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.