Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности"
(подготовлен Минтрудом России 30.10.2020 г.)
Введение
Проект профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности" (далее - профессиональный стандарт) разработан в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с которыми формируется Национальная система компетенций и квалификаций.
Раздел 1
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Современное состояние и перспективы развития вида профессиональной деятельности, трудовых функций.
Общие положения
Рынок детективных услуг начал формироваться в России после принятия 11 марта 1992 года Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Его возникновение было обусловлено потребностями бизнеса в обеспечении экономической, информационной и личной безопасности, а также граждан, нуждающихся в получении от частного детектива сведений, необходимых им для защиты своих прав и законных интересов, в том числе в суде.
К настоящему времени частная детективная деятельность успешно прошла этап становления и развивается в направлении активного формирования цивилизованного рынка детективных услуг. Идет поступательный процесс ее превращения в самостоятельную подотрасль, претендующую на достойное место в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности и имеющую свои корпоративные интересы.
Согласно статистическим данным, начиная с 2001 г. наметилась устойчивая тенденция увеличения числа частных детективов - индивидуальных предпринимателей. Так, если в 2001 г. было зарегистрировано 554 частных детектива, то в 2008 г. - 1460, а в 2015 г. - более 1600. Однако в последние году ввиду несовершенства законодательства (излишняя законодательная зарегулированность, отсутствие у частного детектива необходимых для решения задач частной детективной деятельности прав, запрет на создание детективных организаций и др.) наметилась тенденция ухода частных детективов в "серую" зону. В настоящее время статус частного детектива имеют около тысячи человек. В действительности количество граждан, занимающихся фактически детективной деятельностью значительно больше. Необходимо отметить, что существующее законодательство устарело и не отвечает законным потребностям заказчика детективных услуг, поэтому не стимулирует этих лиц для выхода из "тени".
В соответствии с действующим законодательством детективы вправе оказывать такие услуги как:
сбор сведений по гражданским и уголовным делам, а также для изучения рынка, деловых переговоров;
выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а равно разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах при заключении ими трудовых и иных договоров; поиск без вести пропавших граждан;
поиск утраченного юридическими или физическими лицами имущества, а также поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, либо поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.
Кроме того, в настоящее время являются востребованными и такие услуги как сбор сведений по арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, по делам исполнительного производства, по установлению наступления страхового случая, для разрешения спора в третейском суде, сбор сведений, а также предметов и документов для подачи юридическими и физическими лицами заявления или представления иска в правоохранительные органы и (или) в суд. Однако для их оказания необходимы соответствующие изменения в законодательство.
При оказании детективных услуг допускается устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания этих услуг.
Несмотря на, казалось бы, обширный перечень предоставленных детективу прав, их в настоящее время явно недостаточно для реальной защиты прав и законных интересов заказчиков детективных услуг. Для достижения указанных целей детективу необходимо дополнительно предоставить возможность исследовать предметы и изучать документы с письменного согласия их владельцев; совершать действия по закреплению (фиксации) следов события, запрашивать справки, характеристики и иные документы из органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а равно иных организаций, собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном федеральным законодательством, привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием детективной услуги, фиксировать (в том числе, с помощью технических и иных средств) информацию, относящуюся к оказываемой им детективной услуге, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну.
Следует отметить, что даже при наличии у детектива указанных прав, его полномочия значительно разнятся с полномочиями его зарубежных коллег. В большинстве зарубежных государств сыскная деятельность детально и четко урегулирована законодательством, она более объемна по содержанию, оказываемым услугам, а детективы наделены более значительными, по сравнению с российскими детективами, правами. В целом ряде зарубежных стран частные детективы активно участвуют в расследовании уголовных дел, обладая при этом широкими полномочиями, вплоть до производства отдельных следственных действий.
Основные направления развития рынка детективных услуг
1) Принятие законодательства, направленного на создание условий для благоприятного развития рынка детективных услуг.
В целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере сыска необходимо:
а) Подготовить и принять отдельный Федеральный закон "О частной детективной деятельности".
В настоящее время частная детективная деятельности регулируются одним Законом - "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Более чем двадцатилетний период существования этого общего закона убедительно показал, что назрела необходимость подготовки отдельного закона, регулирующего только частную детективную деятельность. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
Частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности. Между этими видами деятельности практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе.
Детективная и охранная деятельности различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовому статусу. Различна и их правовая природа. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых людей, в то время как детективная - представляет собой разновидность юридической, розыскной деятельности, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых детективных услуг.
Наличие отдельного закона о частной детективной и охранной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем законе "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" содержится немало отсылочных (бланкетных) норм, регулирующих правоотношения в сфере сыска, положения которых практически невозможно применить в сфере охраны. Все это порождает серьезные трудности в правоприменительной практике.
б) Внести изменения в действующее законодательство в сфере сыска.
В связи с тем, что принятие отдельного Федерального закона "О частной детективной деятельности" займет длительное время, одновременно с продолжением работы над законопроектом необходимо внести изменения в следующие нормативные правовые акты:
Гражданский процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы.
В соответствии с Законом "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частный детектив вправе заключить договор с участниками гражданского и уголовного процесса на сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Однако ни в гражданском, ни в уголовном процессуальном законодательстве не предусмотрено право соответствующего участника процесса заключить договор с детективом на сбор таких сведений. Не прописан в указанном законодательстве и порядок использования полученных от детектива материалов, что создает на практике серьезные трудности.
Принятие указанных изменений позволит привести нормы Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в соответствие с нормами гражданского и уголовного процессуального права.
Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В указанный Закон необходимо внести изменения, касающиеся:
расширения перечня детективных услуг;
предоставления детективу дополнительных прав;
предоставления возможности осуществлять частную детективную деятельность юридическому лицу, а не только частному детективу, как индивидуальному предпринимателю.
По данным опросов детективов заказчики детективных услуг предпочитают иметь дело с юридическими лицами (объединениями детективов) нежели с частными детективами индивидуальными предпринимателями.
Принятие указанных изменений будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей заказчиков детективных услуг, позволит законодательно закрепить сложившуюся практику, выйти из "тени" значительному числу граждан, фактически занимающихся детективной деятельностью. Кроме того, будут созданы условия для осуществления более эффективного государственного контроля в этой сфере деятельности, приближения российского законодательства в сфере сыска к международному уровню.
2) Использование объективных предпосылок для расширения круга потенциальных заказчиков детективных услуг.
В настоящее время имеются объективные предпосылки, свидетельствующие о том, что потребность в детективных услугах будет в дальнейшем возрастать. Об этом, в частности, свидетельствуют наметившиеся в процессуальном законодательстве тенденции о расширении частных начал в судопроизводстве.
Так, в соответствии со статьей 23 УПК РФ (Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации) уголовные дела о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях могут быть возбуждены только по заявлению руководителя данной организации или с его согласия, если указанные преступления причинили вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. К числу таких преступлений относятся: злоупотребление полномочиями, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий руководителем частной охранной организации, частным охранником, частным детективом, коммерческий подкуп.
При обнаружении указанных преступлений руководитель вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела или же к частному детективу, если посчитает, что это для него предпочтительнее.
Далее, уже сейчас можно было бы расширить участие детектива в уголовном процессе путем предоставления ему права собирать доказательства по уголовным делам, рассматриваемым мировыми судьями.
Как известно, по этим делам предварительное следствие и дознание не производится в силу их небольшой общественной опасности, а обязанность собирать доказательства возложена на заявителя, именуемого частным обвинителем. Представляется, эту задачу за него может успешно выполнить частный детектив.
Участие детектива для сбора сведений по уголовному делу может быть расширено путем предоставления ему права заключать договор па сбор сведений по уголовному делу не только с участниками процесса, но и с заявителем о преступлении, лицами, пострадавшими от преступления, но еще не признанными потерпевшими, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками.
В настоящее время востребован ряд детективных услуг, которые не предусмотрены в действующем Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а именно:
сбор сведений по делам исполнительного производства;
сбор сведений, предметов и документов для обоснования физическими и юридическими лицами заявления или представления иска в правоохранительные органы и (или) в суд;
сбор сведений по установлению факта и причин наступления страхового случая;
сбор сведений для сторон при разрешении споров в третейском суде;
поиск должников и лиц, уклоняющихся от выполнения своих договорных обязательств.
Расширение круга потенциальных заказчиков детективных услуг напрямую зависит от развития экономики в целом, что повлечет за собой появление новых организаций, предприятий, учреждений, нуждающихся в услугах частного детектива.
3) Устойчивое повышение благосостояния российских граждан.
Достижение указанной цели, поставленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, сделает детективные услуги доступными для большинства российских граждан.
4) Создание условий для выхода из "тени" значительного числа граждан, занимающихся фактически детективной деятельностью под эгидой журналистов, корреспондентов, работников консалтинговых компаний.
Для этого необходимо внести соответствующие изменения в законодательство в сфере сыска в части, касающейся расширения полномочий частного детектива.
5) Формирование положительного имиджа частной детективной деятельности путем повышения качества оказываемых детективных услуг.
6) Совершенствование взаимодействия с правоохранительными органами в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Основные факторы, негативно влияющие на развитие рынка детективных услуг
1). Несовершенство законодательства в сфере частного сыска
Создание цивилизованного рынка детективных услуг и дальнейшее его развитие, повышение эффективности детективной деятельности невозможно при отсутствии законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам потребителей детективных услуг, происходящим изменениям в стране. Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, устранением противоречий в действующем законодательстве, тормозит развитие частного сыска в России, не способствует решению детективами задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Анализ действующего законодательства, регулирующего детективную деятельность, позволяет констатировать, что оно не решает в полной мере существующих проблем в сфере сыска, является во многом устаревшим и противоречивым, не отвечает требованиям к современному законодательству и потребностям практики, не позволяет легально оказывать даже отдельные существующие виды услуг, не учитывает интересы развития отрасли в целом.
Наличие в законе нечетких формулировок и положений, устаревших терминов, затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создает серьезные затруднения в его применении на практике, побуждает детективов вынужденно идти на нарушение законодательства. Значительная часть его норм и положений противоречат друг другу и нормам, содержащимся в других законах. Так, если его содержание привести в соответствие с принятыми в последние годы федеральными законами, то уже сейчас отдельные статьи указанного закона подлежат исключению полностью, другие требуют существенной переработки.
2). Отсутствие информационных баз для частных детективов.
Отсутствие в настоящее время указанных баз существенно затрудняет деятельность частного детектива, заставляет его идти на нарушение законодательства, создавать благоприятные условия для коррупции со стороны сотрудников правоохранительных органов.
В целом ряде зарубежных государств для частных детективов созданы специальные базы данных для частных детективов, из которых они, на законном основании, могут получить необходимую для оказания детективной услуги информацию.
3). Запрет на осуществление частной детективной деятельности юридическим лицом (объединениями детективов).
Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ было внесено изменение в Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", согласно которому была исключена статья, предусматривающая возможность создавать объединения частных детективов. Это отрицательно сказывается на практике, так как заказчики детективных услуг предпочитают иметь дело с организацией, нежели с индивидуальным предпринимателем-детективом.
4). Отсутствие стандарта качества детективных услуг.
Отсутствие указанного стандарта не позволяет системно влиять на качество детективных услуг, сделать подготовку частных детективов предметной, развивать конкуренцию на рынке детективных услуг.
5). Отсутствие саморегулирования в сфере сыска.
Это не позволяет частным детективам объединить усилия по защите своих прав и законных интересов, эффективно взаимодействовать с государственными органами, выработать корпоративные стандарты деятельности, активно участвовать в законотворческой работе.
1.2. Анализ квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации специалистов в области детективной деятельности
В настоящее время необходимо различать частного детектива, как индивидуального предпринимателя, и "частного детектива", как работника, непосредственно участвующего в оказании детективных услуг.
Частный детектив, являющийся индивидуальным предпринимателем, осуществляет детективную деятельность в соответствии с лицензией, гражданским законодательством и законодательством в области частной детективной деятельности. На него действия настоящего профессионального стандарта не распространяется. В соответствии с трудовым законодательством, Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих он вправе нанимать работников и назначать их на должность "частный детектив", обучение и независимая оценка квалификации которого будет осуществляться в соответствии с данным профстандартом.
ОК 016-94- "частный детектив" (27529) - должность служащего.
В рамках негосударственных образовательных учреждений согласно законодательству осуществляется профессиональное обучение частных детективов.
Внесение соответствующих изменений и дополнений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, разработка типовых должностных обязанностей малоэффективно, так как сегодня государство и бизнес ориентированы на формирование национальной системы квалификаций и компетенций, основу которой составляют профессиональные стандарты.
В соответствии со статьёй 195.1 Трудового кодекса РФ "Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности".
В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.
Разработка профессионального стандарта, учитывающего трудовые функции и действия, требования к умениям, знаниям и опыту работы основных должностей, обеспечивающих осуществление вида деятельности, позволяет проследить логику профессионального роста работников и разработать соответствующие образовательные программы.
1.3. Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности
Основой профессиональных стандартов в Европе и США является стандарт ИСО-9000, на котором базируются системы управления качеством, в центре которых стоит сертифицированный работник. При этом процедуру сертификации осуществляют компетентные негосударственные, в том числе, международные, органы, создаваемые ассоциациями работодателей (Ремесленная палата, Торгово-промышленная палата, общество Ллойда, Германский всеобщий технический союз, Британский объединённый экзаменационный совет, Общество сварщиков США и др.). А диплом об окончании профильного колледжа или университета лишь даёт право на сдачу экзамена для получения профессионального сертификата, определяющего уровень профессиональной квалификации (компетенции) или уровень ответственности, который может принять на себя работник. В США существует три вида профессиональных стандартов:
кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера;
кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы;
кодекс стандартов профессиональной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы.
В США действуют отдельные стандарты для государственных служащих федерального уровня. По закону, квалификационные требования к руководителям высшего уровня (executive qualifications) при их найме на работу в федеральные структуры государственной власти должны быть подтверждены (сертифицированы) независимой квалификационной комиссией (Qualifications Review Board) на основе критериев, разработанных и утверждённых Офисом управления персоналом (Office of Personnel Management - OPM). Базовые квалификации для руководителей данного уровня в основном описывают требования к лидерским умениям и требованиям в области корпоративной культуры (SES corporate culture). Корпоративная культура для руководителей правительственных ведомств высшего звена предполагает наличие способности осуществлять стратегическое лидерство и приверженность государственной политике, а также миссии того агентства, которое они будут возглавлять.
Такой подход может быть в определённой степени экстраполирован и на разработку профессионального стандарта специалистов в сфере детективной деятельности.
В Испании в данной области работает Национальный институт квалификаций, координирующий работу технических комитетов территориального уровня, которые совместными усилиями разрабатывают национальный (модульный) каталог профессиональных квалификаций, отвечающий экономическим реалиям и, в особенности, состоянию рынка труда и уровню развития производства в конкретных отраслях и на территориях. Каждый орган (Агентство или Институт квалификаций) разрабатывает стандарты самостоятельно - для своей отрасли или территории; результаты разработки попадают в общий каталог, и ими могут воспользоваться все желающие. Работая в таком режиме, Испания планирует охватить профессиональными стандартами основные направления деятельности, активно представленные в пределах страны.
Таким образом, проблема профессиональных стандартов не нова для международной практики. Как показывает анализ современных публикаций по данной проблеме, в различных странах существует как общее, так и особенное в понимании сущности и социальной значимости профессиональных стандартов. В США и большинстве европейских стран под профессиональным стандартом понимается подробная характеристика измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженной в терминах компетенций.
При этом устанавливается, что профессиональные стандарты должны быть основаны на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней, и подлежат постоянному мониторингу и обновлению. Практическая польза от профессиональных стандартов заключается в том, что они применяются для решения следующих задач:
обеспечение качества профессиональной деятельности в профессиональной области на основе единых требований к выполняемым функциям;
формирование стандартов профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях;
разработка механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также работников различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации);
формирование национальной рамки и системы квалификаций;
построение систем сертификации руководителей и специалистов в рамках отрасли или в национальном масштабе.
Профессиональный стандарт может носить "обязательный характер". В этом случае он утверждается государством и разрабатывается согласно официально утвержденным процедурам (например, как это происходит в Великобритании). Стандарт может носить "добровольный характер". В этом случае он разрабатывается отраслью и утверждается отраслевыми объединениями работодателей. Если же стандарты формируются на основе "общественного договора", они признаются в соответствующем профессиональном сообществе (например, Швеция).
В любом случае миссия профессиональных стандартов состоит в обеспечении единых признаваемых требований к профессиональной деятельности, позволяющих поддерживать ее качество, а также разрабатывать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в данной области.
Системное, полное описание трудовых функций детективной деятельности позволит решить комплекс задач:
в области управления детективной деятельностью - качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и обеспечивающих в совокупности достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счёт рационального их распределения и организации взаимодействия специалистов;
в области подготовки кадров - определение перечня основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку в сфере детективной деятельности, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного образования специалистов детективных организаций;
в области качественного обеспечения услуг - определение критериев качества и полноты исполнения услуги, степени удовлетворённости заказчика от полученной услуги.
Указанный выше опыт иностранных государств учитывают и отечественные профессиональные стандарты, в том числе, и в области детективной деятельности. Логика, практика и здравый смысл подсказывают, что для вида деятельности должны быть единые профессиональные стандарты, учитывающие основные должности руководителей, специалистов и служащих, обеспечивающих осуществление вида деятельности.
Настоящий профессиональный стандарт "Работник в области частной детективной деятельности" закрепляет содержание обобщенной трудовой функции и трудовых функций в соответствие с законодательством в сфере сыска. В случае его изменения будут внесены соответствующие коррективы и в содержание. Особенностью указанного профстандарта является то, что его положения распространяются только на работников, заключивших трудовые договоры с частным детективом-индивидуальным предпринимателем. В последующем, после принятия Федерального закона "О частной детективной деятельности", который предусматривает создание детективных организаций, его действие будет распространяться и на соответствующих работников указанных организаций.
Такой подход позволяет включить функциональные обязанности работника в области частной детективной деятельности в основные трудовые действия, знания и умения, обеспечивающие качественное исполнение договорных обязательств по оказанию детективных услуг.
Видя заинтересованность рынка в работниках в области частной детективной деятельности, негосударственные образовательные учреждения готовы осуществлять их профессиональную подготовку и переподготовку.
Учебный процесс ведётся на основании учебных планов, разработанных специалистами Росгвардии и согласованных с Минобрнауки Российской Федерации.
Профессиональный стандарт призван стать инструментом для достижения следующих целей:
- повышение качества профессиональной деятельности работников, назначенных на должность "частный детектив", в соответствии с потребностями рынка детективных услуг;
- упорядочение основных компетенций работника в области частной детективной деятельности в рамках выполнения должностных обязанностей;
- формирование ориентиров для профессионального развития и карьерного роста работников в области частной детективной деятельности;
- повышение общественного статуса и роли работников в области частной детективной деятельности в решении задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Внедрение указанного профессионального стандарта позволит создать единую и эффективную систему профессиональной подготовки работников в области частной детективной деятельности и независимой оценки квалификаций.
Данный профессиональный стандарт также будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования новых компетенций указанных работников, необходимых в целях более широкого привлечения частных детективов, частных детективных организаций к защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Профессиональный стандарт составлен на основе результатов анализа практики частной детективной деятельности, образовательных программ подготовки частных детективов в этой сфере с учетом отечественного и международного опыта, а также соответствующей нормативной, учебной и методической документации.
Профессиональный стандарт составлен в соответствии с Макетом профессионального стандарта и Методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В ходе работы над профессиональным стандартом были проведены исследования и анализ российских профессиональных стандартов, квалификационных справочников, нормативных правовых актов и иных документов, соответствующих данному виду деятельности.
Профессиональный стандарт "Работник в области частной детективной деятельности" имеет одну обобщённую трудовую функцию (ОТФ) и десять трудовых функций. Такое количество обусловлено сложностью и многообразием задач, уровнем ответственности, широтой полномочий и необходимостью принятия самостоятельных решений, которые влияют на деятельность организации в целом.
1.4. Описание обобщённых трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
В основу разработки профессионального стандарта была положена методика функционального анализа деятельности путём её последовательной декомпозиции. Профессиональный стандарт сформирован на основе следующих принципов:
учёт возросших требований к профессиональным компетенциям работников в сфере частной детективной деятельности;
учёт образцов лучшей практики, опыта работы индивидуальных предпринимателей, являющихся лидерами в области частной детективной деятельности и ориентированных на будущее;
учёт объективной структуры профессиональной деятельности, сложившегося в отрасли разделения труда;
последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) и трудовые действия (ТД), обеспечивающая полноту перечня и точность формулировок ОТФ, ТФ и ТД;
измеряемость (возможность проверки) степени овладения видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями.
При выделении ОТФ рассматривались особенности оказания детективных услуг и исполнения частным детективом лицензионных требований, а работником трудовой функции.
Описание ОТФ и ТФ приведено в таблице 1.
При разработке профессионального стандарта были сформулированы и определены обобщённые трудовые функции в соответствии с квалификационными уровнями рамки квалификаций, утверждённой Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
Учитывая критерии, установленные Уровнями квалификаций, и результаты опроса экспертов, трудовые функции работников в профессиональном стандарте следует отнести к 6 уровню в зависимости от конкретного их содержания.
Уровни квалификаций применяются в целях:
- международной и межотраслевой сопоставимости квалификационных уровней для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
- разработки отраслевых уровней квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов.
В ходе работы над профессиональным стандартом основными критериями распределения по уровням квалификации и формирования обобщённых трудовых функций являлись сложность выполняемых функций, целевые направления деятельности, уровень ответственности, необходимость и объём принятия самостоятельных решений, широта полномочий, влияние результатов труда на деятельность организации в целом.
Обобщённая трудовая функция А:
"Проведение детективных расследований"
Квалификационный 6 уровень
Полномочия и ответственность:
самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;
обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений;
ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Профессиональные умения:
разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний:
применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных;
самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.
Рекомендуемые наименования должностей, профессий:
Частный детектив
Минимальный уровень образования - среднее профессиональное образование (юридическое) либо служба в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов либо профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих.
Опыт практической работы -
При наличии среднего профессионального образования (юридического) - не требуется;
При наличии службы в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов - стаж работы не менее трёх лет;
Для лиц, прошедших профессиональное обучение для работы в качестве частного детектива - не требуется.
Другие характеристики - рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации - 1 раз в 5 лет по профилю деятельности
1.5. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Код трудовой функции |
Наименование трудовой функции |
Уровень квалификации |
A/ 01.6 |
Сбор сведений, предметов и документов для участников судопроизводства |
6 |
A/ 02.6 |
Сбор сведений по делам исполнительного производства |
6 |
A/ 03.6 |
Сбор сведений, предметов и документов для заявителя о преступлении и истца |
6 |
A/ 04.6 |
Сбор сведений по установлению наступления страхового случая |
6 |
A/ 05.6 |
Сбор сведений сторонам для разрешения спора в третейском суде |
6 |
A/ 06.6 |
Сбор сведений для деловых переговоров |
6 |
A/ 07.6 |
Выявление и расследование фактов и обстоятельств незаконного осуществления предпринимательской деятельности |
6 |
A/ 08.6 |
Установление обстоятельств, характеризующих личность |
6 |
A/ 09.6 |
Поиск лиц и имущества |
6 |
A/ 10.6 |
Выявление некредитоспособных или ненадёжных деловых партнёров |
6 |
В ходе разработки профессионального стандарта в рамках обобщенной трудовой функции "Проведение детективных расследований" выделены десять трудовых функций, требующих наличия опыта работы в области частной детективной деятельности:
а) сбор сведений, предметов и документов для участников судопроизводства;
б) сбор сведений по делам исполнительного производства;
в) сбор сведений, предметов и документов для заявителя о преступлении и истца;
г) сбор сведений по установлению наступления страхового случая;
д) сбор сведений сторонам для разрешения спора в третейском суде;
е) сбор сведений для деловых переговоров;
ж) выявление и расследование фактов и обстоятельств незаконного осуществления предпринимательской деятельности;
з) установление обстоятельств, характеризующих личность;
и) поиск лиц и имущества;
к) выявление некредитоспособных или ненадёжных деловых партнёров.
Дифференциация трудовых функций произведена, исходя из сложившейся в настоящее время передовой (лучшей) практики в области управления персоналом и обеспечения деятельности структурного подразделения.
Раздел 2
Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Перечень организаций, привлеченных к разработке профессионального стандарта, и сведения об уполномоченных ими лицах приводятся в Приложении 1 к пояснительной записке.
Профессиональный стандарт разработан специалистами:
- Ассоциации российских детективов (объединяет частных детективов 29 регионов в интересах решения уставных задач);
- Независимого научного фонда "Институт проблем безопасности и устойчивого развития" (занимается разработкой модельного законодательства в Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности, законодательства в негосударственной сфере безопасности);.
В число организаций, привлечённых к разработке и согласованию профессионального стандарта, вошли высшие учебные заведения, коммерческие организации, некоммерческие корпоративные организации, осуществляющие деятельность в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), и другие.
В целях разработки профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности" была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли специалисты, соответствующие одному или нескольким требованиям, и, в частности:
знание нормативных правовых актов в области частной детективной деятельности;
опыт практической работы в области частной детективной деятельности в должности детектива;
знания в области разработки профессиональных стандартов;
знание образовательных программ в области частной детективной деятельности.
Состав рабочей группы приведен в Приложении 4 к пояснительной записке.
Разработка проекта профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности" осуществлялась в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "29" апреля 2013 г. N 170н. В частности, были осуществлены следующие мероприятия:
сформирована рабочая группа и определены основные требования к организациям и ключевым экспертам, привлеченным к разработке;
проведена оценка состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;
проведен анализ нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности;
изучен международный опыт в этой сфере;
организована разработка проекта профессионального стандарта (первая версия проекта профессионального стандарта сформирована в сентябре 2019 года);
организовано информирование представителей заинтересованных организаций о разработке профессионального стандарта;
проведено 6 заседаний рабочей группы по разработке проекта профессионального стандарта;
в рамках профессионально-общественного (экспертного) обсуждения проекта профессионального стандарта был представлен в иформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сентябре 2019 года.
Основные этапы и сроки разработки проекта профессионального стандарта:
|
Этапы |
Сроки |
|
I. Подготовительный этап |
|
1. |
Подача заявки на разработку профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности" (далее - профстандарт) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка |
27 мая 2019 года |
2. |
Формирование рабочей группы по разработке профстандарта и организация её практической деятельности |
6 июня 2019 года |
3. |
Проведение аналитической работы по вопросам стандартизации детективной деятельности в Российской Федерации и за рубежом |
июнь-июль 2019 год |
4. |
Проведение консультаций с представителями заинтересованных сторон по вопросам разработки профстандарта |
июль 2019 года |
5. |
Разработка и обсуждение концепции подготовки профстандарта |
июль 2019 года |
|
II. Основной этап |
|
|
а) Разработка профстандарта |
|
1. |
Подготовка предложений членов рабочей группы по содержанию профстандарта |
до 10 июля 2019 года |
2. |
Анализ предложений членов рабочей группы по содержанию профстандарта |
до 10 июля 2019 года |
3. |
Анализ нормативной базы и иных организационно-распорядительных документов в части требований к частным детективам, работникам частной детективной организации |
до 15 июля 2019 года |
4. |
Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности |
до 25 июля 2019 года |
5. |
Анализ квалификационных характеристик в действующих классификаторах |
до 15 июля 2019 года |
6. |
Анализ существующих образовательных программ и стандартов по данной профессии |
до 30 июля 2019 года |
7. |
Подготовка содержания профстандарта |
до 20 августа 2019 года |
8. |
Рассмотрение профстандарта на заседании рабочей группы для его вынесения на общественное обсуждение |
до 1 сентября 2019 года |
|
б) Профессионально-общественное обсуждение профстандарта и обобщение его результатов |
|
1. |
Размещение профстандарта в иформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
сентябрь 2019 года |
2. |
Обсуждение профстандарта в СПК НСБ, региональных общественных и профессиональных организациях, а также в объединениях работодателей. |
сентябрь-октябрь 2019 года |
3. |
Получение официальных отзывов по содержанию профстандарта |
до 25 ноября 2019 года |
4. |
Обсуждение профстандарта в СПК НСБ |
декабрь 2019 года |
5. |
Сбор и анализ замечаний и предложений по содержанию профстандарта |
декабрь 2019 года |
6. |
Проведение консультаций со специалистами ВНИИ труда Минтруда России |
ноябрь-декабрь 2019 года |
7. |
Обсуждение профстандарта с экспертами и заинтересованными организациями |
ноябрь-декабрь 2019 года |
8. |
Подготовка окончательной редакции профстандарта |
до 15 декабря 2019года |
|
III. Заключительный этап |
|
1. |
Проведение консультаций со специалистами ВНИИ труда Минтруда России |
декабрь 2019 года |
2. |
Рассмотрение профстандарта на заседании СПК НСБ |
декабрь 2019 года |
3. |
Подготовка материалов для передачи профстандарта в Минтруда России |
до 25 декабря 2019 года |
4. |
Передача профстандарта для рассмотрения и утверждения в Минтруда России |
до 31 декабря 2019 года |
|
|
|
2.2. Описание требований к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта
Требования к экспертам:
- юридическое образование;
- опыт работы в сыскном бизнесе - не менее 15 лет;
- наличие опыта профессиональной подготовки частных детективов;
- проживание в различных регионах России;
- количество экспертов - не менее 3-х.
2.3. Описание использованных методов
Профессиональный стандарт был разработан с использованием методов анализа и экспертных опросов:
анализ общероссийских классификаторов (ОКЗ, ОКВЭД), квалификационных характеристик по виду профессиональной деятельности;
анализ нормативных правовых актов, регламентирующих частную детективную деятельность;
анализ запросов кадровых и рекрутинговых агентств;
опрос специалистов профильных организаций с целью выявления обобщенных трудовых функций и формирования функциональной карты профессионального стандарта;
изучение международного опыта в сфере требований к виду профессиональной деятельности.
Были применены различные формы обсуждения и получения отзывов по разрабатываемому профессиональному стандарту: консультации, групповые обсуждения, сбор замечаний и предложений с использованием электронной почты.
2.4. Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности
Выявление обобщенных трудовых функций работника в области частной детективной деятельности осуществлялось, в том числе на основе анализа нормативных правовых актов, определяющих специфику целей и задач частных детективов, осуществляющих частную детективную деятельность:
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности";
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Раздел 3
Обсуждение проекта профессионального стандарта
3.1. Организация профессионально-общественного обсуждения и экспертиза проекта профессионального стандарта
Организация профессионально-общественного обсуждения профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности" осуществлялось путём:
рассылки членам Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности;
рассылки членам Международной федерации ассоциаций частных детективов (г. Вена, Австрия);
обсуждения на рабочей группе Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности.
обсуждения в иформационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах:
Независимого научного фонда "Институт проблем безопасности и устойчивого развития" (https://pb-ur.ru/);
Ассоциации российских детективов(https://ard.su/);
Медиапортала "Хранитель" (https://psj.ru/);
Журнала "Мир безопасности" (http://id-mb.ru/).
В обсуждении профессионального стандарта приняли участие более 100 частных детективов, 3 общественные организации из 32 регионов Российской Федерации, специалисты Международной Федерации ассоциаций частных детективов.
Профстандарт рассматривался на заседании СПК НСБ
Экспертизу проекта профессионального стандарта осуществляли:
1. Шаронов Сергей Александрович, руководитель отдела безопасности АО "Волжский оргсинтез", профессор кафедры юриспруденции Волжского филиала Волгоградского госуниверситета.
2. Ковалёва Наталья Викторовна, генеральный директор Детективного агентства "НАТ ПИНКЕРТОН".
3. Зникин Валерий Колоссович, директор Консультативно-исследовательского центра "Конкурентная разведка и аудит безопасности", г. Кемерово, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
4. Щербенёв Алексей Григорьевич, директор Объединения частных детективов "Агентство безопасности бизнеса", член Совета директоров Всемирной Ассоциации Детективов (WAD).
Экспертные заключения на профессиональный стандарт приводятся в Приложении 5 к пояснительной записке.
3.2. Сведения об организациях и экспертах, привлечённых к обсуждению проекта профессионального стандарта
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению профессионального стандарта, приведены в Приложении 2 к пояснительной записке.
3.3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
В ходе общественно-профессионального обсуждения профессионального стандарта от экспертов поступили замечания и предложения, касающиеся формы и содержания профстандарта (всего 30). В результате их анализа принято 29, отклонено 1. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к профессиональному стандарту приведены в Приложении 3 к пояснительной записке.
В целом эксперты дали положительную оценку профессиональному стандарту:
- Профессиональный стандарт отвечает основным требованиям, предъявляемым к данной профессии;
- Профессиональный стандарт отвечает современным потребностям российского рынка труда и способен существенно повысить качество оказания детективных услуг.
- Внедрение профессионального стандарта будет способствовать более качественному обеспечению высококвалифицированными кадрами области частной детективной деятельности.
- Положительно оценивается, что в России официально появится профессия и её описание, на которое можно будет опираться в ходе производственной деятельности.
Ответственная организация - разработчик:
Ассоциация российских детективов, г. Новосибирск.
Приложения:
1. Сведения об организациях, привлечённых к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта.
2. Сведения об организациях и экспертах, привлечённых к обсуждению проекта профессионального стандарта.
3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта.
4. Состав Рабочей группы по разработке проекта профессионального стандарта.
5. Информация об экспертных заключениях по проекту профессионального стандарта.
Президент |
А.Г. Щербенёв |
" 25 " августа 2020 г.
Приложение 1
к пояснительной записке к
профессиональному стандарту
"Работник в области частной
детективной деятельности"
Сведения
об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N пп |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
Ф.И.О. уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1. |
Независимый научный Фонд "Институт проблем безопасности и устойчивого развития" |
директор |
Ананьев В.А. |
|
2. |
Международная Федерация ассоциаций частных детективов (IKD. Австрия) |
президент |
Tony Imossi |
|
3. |
Консультативно-исследовательский центр "Конкурентная разведка и аудит безопасности" |
директор |
Зникин В.К. |
|
Приложение 2
к пояснительной записке к
профессиональному стандарту
"Работник в области частной
детективной деятельности"
Сведения
об организациях и экспертах, привлечённых к обсуждению проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Организация |
Участники |
|
Должность |
Ф.И.О. |
|||
Конференция Международной Федерации ассоциаций частных детективов |
16 ноября 2019 года |
IKD-Международная Федерация ассоциаций частных детективов г. Вена (Австрия) |
Президент |
Tony Imossi |
XXXII Международная научно-практическая конференция Ассоциации Российских Детективов |
25-27 ноября 2019 года |
Ассоциация Российских Детективов г .Санкт-Петербург |
Президент |
Щербенев А.Г. |
Заседание Общероссийской общественной организации "Всероссийская полицейская ассоциация МПА" |
30 ноября 2019 года |
Кемеровское региональное отделение Общероссийская общественная организация "Всероссийская полицейская ассоциация МПА" г. Кемерово |
Президент |
Зникин В.К. |
Отзыв |
9.09.2019 |
Детективная компания "ЗОВ и партнеры" г. Москва |
Частный детектив |
Зимин О.В. |
Отзыв |
12.09.2019 |
Ассоциация структур безопасности Дальневосточного федерального округа г. Владивосток |
Президент |
Гутов В.В. |
Отзыв |
26.09.2019 |
Детективное агентство "Купол" г. Улан-Уде |
Частный детектив |
Загвозкин М.А. |
Отзыв |
8.10.2019 |
Тюменская региональная организация "Союз офицеров органов государственной безопасности "Чекист" г. Тюмень |
Президент |
Сметанин Н.Ф. |
Отзыв |
15.10.2019 |
Частное сыскное агентство "Мангуст" г. Уфа |
Частный детектив |
Шатунов А.А. |
Отзыв |
24.10.2019 |
Детективное агентство "Аргус-инфо" г. Томск |
Частный детектив |
Левковец В.П. |
Отзыв |
12.11.2019 |
Детективное агентство "Лада-Безопасность" г. Самара |
Частный детектив |
Быстров А.А. |
Отзыв |
21.11.2019 |
Индивидуальный предприниматель г. Москва |
Частный детектив |
Айвазов А.А. |
|
|
|
|
|
Приложение 3
к пояснительной записке к
профессиональному стандарту
"Работник в области частной
детективной деятельности"
Сводные данные
о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
N пп |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, принято частично |
1. |
Ковалёва Н.В. |
Частный детектив (индивидуальный предприниматель) |
1. Дополнить раздел "Трудовые действия" на стр. 5 пунктом "сбор информации из открытых источников и информационных ресурсов государственных органов" 2. Раздел "Необходимые умения" на стр. 5 дополнить пунктом "определять относимость информации для уголовного, административного, арбитражного и гражданского производств". 3. В разделе "Необходимые знания" стр. 17 в пункте "порядок получения и систематизации информации" исключить слово "систематизация", так как порядок получения информации включает и её систематизацию. |
Принято
Принято
Отклонено |
2. |
Зникин В.К. |
Президент Кемеровского регионального отделения СПА МПА, д.ю.н. |
1. В разделе "Необходимые знания" стр. 13 пункт "порядок доказывания исковых требований" исключить, так как детектив не участвует в доказывании. 2. В разделе "Необходимые умения" стр. 10 дополнить пунктом "собирать информацию из открытых источников и информационных ресурсов государственных органов" |
Отклонено
Принято
|
3. |
Злобин А.В. |
Частный детектив (индивидуальный предприниматель) |
1. В разделе "Необходимые умения" стр. 15 в пункте "толковать и применять нормативные правовые акты" исключить слово "толковать", так как правом толкования нормативных правовых актов наделены соответствующие государственные органы" 2. Раздел "Необходимые умения" стр. 9 дополнить пунктом "оценивать источники информации" |
Отклонено
Принято
|
4. |
Горовцов Д.Е. |
Российский союз автостраховщиков |
1. Раздел "Необходимые знания" стр. 21 дополнить пунктом "основы гражданского и финансового права" 2. В разделе "Необходимые знания" стр. 19 целесообразно пункт "законодательство, регулирующее деятельность волонтёрских организаций" исключить. |
Принято
Отклонено
|
Приложение 4
к пояснительной записке к
профессиональному стандарту
"Работник в области частной
детективной деятельности"
Состав
Рабочей группы по разработке проекта профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности"
N пп |
Ф.И.О. |
Организация |
1. |
Шестаков Валерий Иннокентьевич |
Научный совет Независимого научного фонда "Институт проблем безопасности и устойчивого развития", руководитель, к.ю.н. |
2. |
Айвазов Александр Александрович |
Частный детектив |
3. |
Зимин Олег Владимирович |
Частный детектив |
4. |
Лыкин Евгений Геннадьевич |
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Орловской области |
5. |
Пимкин Александр Васильевич |
Частный детектив |
6. |
Талмаев Дмитрий Викторович |
Частный детектив |
7. |
Шаронов Сергей Александрович |
Волжский гуманитарный институт (филиал Волгоградского государственного университета), доцент кафедры гражданского права, д.ю.н. |
8. |
Щербенёв Алексей Григорьевич |
Директор ООО Объединение частных детективов "АББ" |
|
|
|
Приложение 5
к пояснительной записке к
профессиональному стандарту
"Работник в области частной
детективной деятельности"
Информация
об экспертных заключениях по проекту профессионального стандарта "Работник в области частной детективной деятельности"
1. Зникин В.К., президент Кемеровского регионального отделения ВПА МПА, д.ю.н.
2. Щербенёв А.Г., директор ООО Объединение частных детективов "АББ".
3. Ковалёва Н.В., частный детектив.
4. Шаронов С.А., профессор кафедры юриспруденции Волжского филиала Волгоградского государственного университета, д.ю.н.
5. Тони Имосси, генеральный секретарь Международной Федерации Ассоциаций Частных Детективов (г. Вена, Австрия)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.