Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год"
(подготовлен Минфином России 09.11.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год (далее - Законопроект) подготовлен в соответствии с поручениями Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. N СА-П13-2886 и от 8 мая 2019 г. N СА-П13-3786 и в соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") по оптимизации сроков и процедур формирования, представления и рассмотрения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной Председателем Счетной палаты Россий Федерации А.Л. Кудриным и Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 10 марта 2020 года.
Предусмотренные Законопроектом меры направлены на изменение сроков и порядка взаимодействия участников бюджетного процесса, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации при представлении и рассмотрении проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, оптимизацию состава документов и материалов, представляемых одновременно с проектом указанного федерального закона, а также на установление требований по их представлению в формате электронных документов.
1. Законопроектом предусмотрены положения, направленные на сокращение сроков составления, представления, внешней проверки и утверждения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.
В частности, пунктом 5 статьи 1 Законопроекта предлагается сократить срок представления главными администраторами средств федерального бюджета годовой бюджетной отчетности в Счетную палату Российской Федерации на 15 дней - с 1 апреля на 15 марта текущего финансового года.
Это позволит, с учетом сокращения сроков проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетной палатой Российской Федерации с 1 июня до 10 мая текущего финансового года (часть а) пункта 5 статьи 1 Законопроекта), обеспечить внесение Минфином России проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год одновременно с уточненной по результатам внешней проверки годовой отчетностью об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации в срок до 31 мая текущего финансового года (часть б) пункта 5 статьи 1 Законопроекта).
В свою очередь, Правительство Российской Федерации в соответствии с положениями Законопроекта (часть б) пункта 5 статьи 1, часть а) пункта 6 статьи 1 Законопроекта) рассматривает и направляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы и материалы к проекту федерального закона в срок до 15 июня текущего финансового года.
Кроме того, с учетом предлагаемой Законопроектом новой нормы о направлении Минфином России в Счетную палату Российской Федерации годового отчета об исполнении федерального бюджета одновременно при внесении его в Правительство Российской Федерации (часть б) пункта 5 статьи 1), Законопроектом предлагается перенести срок подготовки и представления Счетной палатой Российской Федерации в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета с 15 сентября на 5 июля текущего финансового года (часть б) пункта 5 статьи 1).
Изложенные изменения позволят существенно раньше обеспечить рассмотрение федерального закона об исполнении федерального бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (до конца июля текущего финансового года).
2. Кроме того, в целях сокращения сроков составления, представления и утверждения бюджетной отчетности Законопроектом предусмотрены нормы, регулирующие представление бюджетной отчетности в формате электронного документа.
Закрепление нормами Законопроекта за главными администраторами средств федерального бюджета, их подведомственными учреждениями, Федеральным казначейством, Минфином России, Правительством Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и финансовыми органами субъектов Российской Федерации обязанности представления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированной отчетности субъектов Российской Федерации (квартальной, полугодовой, девятимесячной, годовой), не содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне либо носящей конфиденциальный характер, посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" позволяет сократить сроки при составлении и представлении отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированной отчетности субъектов Российской Федерации, а также минимизировать возможные при бумажном документообороте ошибки.
Так, направление камерально проверенных и принятых Федеральным казначейством отчетов главных администраторов средств федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации посредством ГИИС "Электронный бюджет", предусмотренное частью "а" пункта 5 статьи 1 Законопроекта, позволит обеспечить идентичность бюджетной отчетности, представленной в Федеральное Казначейство и в Счетную Палату Российской Федерации, а также позволит сократить сроки представления отчетов в Счетную палату Российской Федерации и одновременно отказаться от их представления на бумажном носителе.
3. Изменение состава бюджетной отчетности так же в значительной мере оказывает влияние на сокращение сроков составления, представления и утверждения годовой бюджетной отчетности.
В этой связи Рабочей группой Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации, созданной в целях реализации Плана мероприятий ("дорожной карты" рассмотрены и оптимизированы показатели форм бюджетной отчетности, а также на основании анализа Рабочей группы частью "б" пункта 6 статьи 1 Законопроекта из состава документов, предоставляемых одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета исключены:
Отчет об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;
Информация о направлениях использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда (межгодовая бюджетная отчетность);
Отчет об использовании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда за отчетный финансовый год (годовая бюджетная отчетность);
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ государственная программа Российской Федерации - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 40 указанного федерального закона документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, являются на федеральном уровне ежегодный отчет Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации.
В соответствии с п. а) ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; а также ежегодных отчетов о результатах своей деятельности.
В соответствии с п. в) ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относятся заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Таким образом, в соответствии с нормами вышеуказанных законодательных актов заслушивание Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации (как документа, содержащего комплексную оценку не только финансовых показателей, но и, в первую очередь, социально-экономических показателей) полагается целесообразным осуществлять в рамках ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, а не отчета об исполнении федерального бюджета.
В связи с этим поправками предлагается исключить из состава документов, предоставляемых одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации (часть б) пункта 6 статьи 1).
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект прямого влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации не оказывает.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год потребуется внести изменения в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле" в части исключения сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации из состава информации, направляемой одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год потребует подготовки актов о внесении изменений в Положение о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 281, в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 и в Правила формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 903.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета и проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.