Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка остановки таможенными органами автомобильных транспортных средств)"
(подготовлен Минфином России 16.11.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершения порядка остановки таможенными органами автомобильных транспортных средств)" (далее - законопроект) подготовлен в рамках проводимой работы по повышению эффективности деятельности мобильных групп таможенных органов с учетом анализа правоприменительной практики статей 226 и 261 Федерального закона.
Внесение дополнений в статью 226 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обусловлено необходимостью определения случаев проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля, при которых таможенный орган не уведомляет лицо, чьи документы и сведения проверялись, о завершении данной формы таможенного контроля.
Внесение изменений в статью 261 Федерального закона обусловлено необходимостью оптимизации деятельности мобильных групп таможенных органов и расширения их полномочий по самостоятельной остановке автомобильных транспортных средств весом более 3,5 тонны на всю территорию Российской Федерации.
Изменения, которые предлагается внести в статью 261 Федерального закона, направлены на:
закрепление за таможенными органами права по самостоятельной остановке автомобильных транспортных средств технически допустимой максимальной массой более 3,5 тонны вне зон таможенного контроля на всей территории Российской Федерации. В настоящее время самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства вне зон таможенного контроля на территориях, указанных в части 2 действующей редакции статьи 261 Федерального закона, а в местах, не предусмотренных частью 2 настоящей статьи, остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. Вносимые изменения позволят уполномоченным должностным лицам таможенных органов осуществлять контроль за ввозом и перевозкой товаров автомобильными транспортными средствами технически допустимой максимальной массой более 3,5 тонны на всей территории Российской Федерации без привлечения органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения;
установление массы автомобильных транспортных средств, подлежащих остановке, как установленной изготовителем максимальной массы транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленной его конструкцией и заданными характеристиками (технически допустимая максимальная масса). В действующей редакции статьи 261 Федерального закона указана определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки (масса транспортного средства в снаряженном состоянии). С учетом специфики осуществления контроля таможенными органами в отношении товаров (грузов) на автомобильных транспортных средствах необходимо учитывать массу автомобильных транспортных средств с грузом - технически допустимую максимальную массу;
уточнение порядка действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов и лиц, управляющих автомобильными транспортными средствами, в части:
1) установления обязанности лиц, управляющих транспортными средствами, по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа поместить автомобильное транспортное средство на территорию склада временного хранения или иное место, являющееся зоной таможенного контроля;
2) определения случаев, когда указанное требование может быть предъявлено лицу, управляющему автомобильным транспортным средством;
3) регламентации действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов в случае отказа лица, управляющего автомобильным транспортным средством, исполнять указанное требование;
4) установления случаев и временного периода, в течение которого автомобильное транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся зоной таможенного контроля. Изменения, связанные со временем, в течение которого автомобильное транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся зоной таможенного контроля, обусловлены тем, что по результатам проведения таможенного досмотра товаров в зоне таможенного контроля с выгрузкой товаров из транспортного средства нарушения могут быть не выявлены. В таких случаях товар возвращается лицу, управляющему автомобильным транспортным средством. В связи с этим существует необходимость нахождения автомобильного транспортного средства в месте проведения таможенного контроля в течение времени, необходимого для его проведения;
5) уточнения мест помещения автомобильных транспортных средств при принятии решения о проведении таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении. В связи со значительной удаленностью в ряде регионов Российской Федерации складов временного хранения и постоянных зон таможенного контроля от мест дислокации уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляющих остановку автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля, возникает необходимость создания временных зон таможенного контроля в целях помещения в них указанных автомобильных транспортных средств в случаях принятия решения о проведении таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении;
6) отмены обязанности составления уполномоченными должностными лицами таможенных органов акта об остановке автомобильного транспортного средства в целях оптимизации действий должностных лиц таможенных органов при проведении проверочных мероприятий и сокращения времени, необходимого для составления документов по результатам таможенного контроля. В соответствии с частью 8 действующей редакции статьи 261 Федерального закона вручение перевозчику (лицу, управляющему автомобильным транспортным средством) акта, предусмотренного частью 7 данной статьи, свидетельствует о завершении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. Указанный акт является избыточным документом, оформление которого влечет необоснованную нагрузку на должностных лиц таможенных органов. Признаки выявленных нарушений могут отражаться в акте таможенного осмотра (таможенного досмотра).
Таким образом, составление акта об остановке автомобильного транспортного средства, как документа, фиксирующего завершение формы таможенного контроля проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, не требуется.
В законопроекте не предусмотрены обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.