Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями"
(подготовлен Минкультуры России 17.11.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - РАН) научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями" (далее - проект постановления) подготовлен Министерством культуры Российской Федерации в целях приведения в соответствие законодательству Российской Федерации и в целях совершенствования механизма научного и научно-методического руководства, а также экспертизы научных и научно-технических результатов.
Проектом постановления вносятся изменения в пункт 5(1) после слов: "Правительство Российской Федерации," норма дополняется словами "Министерство культуры Российской Федерации,".
Абзац первый пункта 10(1) дополняется после слов: "Правительство Российской Федерации," словами "Министерство культуры Российской Федерации,".
Также пункт 10(1) дополняется абзацем третьим, согласно которого заключение Российской академии наук, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, в отношении научных организаций и образовательных организаций высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство культуры Российской Федерации носит рекомендательный характер.
Внесение изменений в проект постановления обусловлено тем, что согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон) органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок, гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции, признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности, гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам. Таким образом, в случае наличия обязательной нормы по преимущественному праву РАН на регулирование вопросов, относящихся к ведению органов государственной власти Российской Федерации (Минкультуры России), нарушаются положения, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6.4. положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, Министерство культуры Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
Кроме этого, фундаментальным научным исследованием является экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний, функционирования и развития объектов. В отличие от них прикладные научные исследования представляют собой исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. То есть в отличие от фундаментальных научных исследований они имеют иную направленность. Их цель - "овеществление" научных знаний в процессе производства, в результате чего создаются новые технологии, конструкции, оборудования, машины и т.д. Таким образом, подведомственные Минультуры России научные организации, не осуществляют фундаментальные научные исследования.
Проект постановления не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующих виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не требует анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Принятие проекта постановления не приведет к увеличению расходов федерального бюджета и не повлечет изменения объема полномочий и компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов или сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Проект постановления не подлежит оценке регулирующего воздействия.
В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692; 2016, N 10, ст. 1423; N 15, ст. 2086; N 43, ст. 6028; 2017, N 4, ст. 657, N 29, ст. 4374; 2018, N 6, ст. 880; N 45, ст. 6947), ____________2020 г. проект постановления был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для общественного обсуждения.
Срок окончания направления предложений был установлен _________ 2020 г., срок окончания приема экспертных заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы - _____________2020 г.
Заместитель Министра культуры |
О.С. Ярилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.