Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" в части перевозки и перевалки грузов повышенной опасности и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 19.11.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта акта.
Вид - проект федерального закона.
Наименование вносимого проекта акта - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" в части перевозки и перевалки грузов повышенной опасности и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект федерального закона - Министерство транспорта Российской Федерации.
Основание для подготовки проекта федерального закона - поручения Правительства Российской Федерации от 21 августа 2018 г. N МА-П9-5395,от 10 декабря 2018 г. N МА-П9-8761 и от 23 апреля 2020 г. N АБ-П9-4427.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" в части перевозки и перевалки грузов повышенной опасности и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты от их реализации.
В настоящее время в соответствии с положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) к транспортным средствам, в том числе отнесены суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки грузов повышенной опасности, железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку грузов повышенной опасности, допускаемые к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации,а к объектам транспортной инфраструктуры, в том числе отнесены порты, расположенные на внутренних водных путях, в которых осуществляется перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Грузами повышенной опасности согласно пункту 7.3 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ являются грузы из числа опасных грузов, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды.
В целях исключения дублирования разрешительных функций, предусмотренных лицензированием определенных видов деятельности и необходимостью выдачи специальных разрешений на грузы повышенной опасности при осуществлении перевозок их железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом, а также при их перевалке в речных портах (на внутренних водных путях), статьей 1 проекта федерального закона предлагается исключить положения, устанавливающие выдачу специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности железнодорожным, внутренним водным транспортом, и на их перевалку в речных портах, предусмотренные в подпунктах "д" и "з" пункта 5, подпунктах "д" и "е" пункта 11 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ.
Учитывая, что в отношении деятельности по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом не применяются положения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и предусмотрена процедура разрешительной деятельности в рамках отраслевого законодательства в форме выдачи специального разрешения, проектируемыми нормами подпункта "б" пункта 1 и в проектируемых нормах пунктов 2 и 3 статьи 1 законопроекта предлагается определить (уточнить) отсылочные нормы на положения Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части порядка выдачи такого разрешения.
Учитывая исключение положений, предписывающих необходимость получения специальных разрешений на грузы повышенной опасности, пунктом 2 статьи 1 законопроекта положения части 4.1. статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ приводятся в соответствие. Исключаются ссылки на "специальные разрешения на грузы повышенной опасности".
При этом, в целях исключения возможного снижения мер, принимаемых субъектами транспортной инфраструктуры в обеспечении защищенности таких объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается альтернативное решение, дополнить статью 12.3 "Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства" Федерального закона N 16-ФЗ частью 13.
Проектируемой частью 13 статьи 12.3 Федерального закона N 16-ФЗ устанавливается использование объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта для перевалки грузов повышенной опасности,а также транспортных средств железнодорожного и (или) внутреннего водного транспорта для перевозки грузов повышенной опасности при наличии утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры и соответственно утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности такого транспортного средства, предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 16-ФЗ.
Исходя из положений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности планы и паспорта обеспечения транспортной безопасности содержат в себе меры по защите от актов незаконного вмешательства, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры и направленные на соблюдение (исполнение) требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в иные федеральные законы, в целях приведения их отдельных положений в соответствие с изменениями, предлагаемыми статей 1 законопроекта.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона не предполагают увеличения численности работников федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона позволит исключить дублирование разрешительных функций при лицензировании и выдаче специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности (из числа опасных) железнодорожным, внутренним водным транспортом, а также специальных разрешений на перевалку грузов повышенной опасности (из числа опасных) в речных портах (на внутренних водных путях).
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона:
не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
6. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проектом федерального закона исключаются обязательные требования, предусматривающие необходимость получения (выдачи) специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности (из числа опасных) железнодорожным, внутренним водным транспортом, а также специальных разрешений на перевалку грузов повышенной опасности (из числа опасных грузов) в речных портах (на внутренних водных путях), а также исключается дополнительная административная процедура. При этом предусматривается альтернативное решение (условие), в целях исключения возможного снижения мер, принимаемых субъектами транспортной инфраструктуры в обеспечении защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых в перевозке и перевалке грузов повышенной опасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.