Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 19.11.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 26.06.2020 N ВА-П11-7148 и поручения Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 N МА-П13-4603 в целях законодательного урегулирования порядка реализации, утилизации или уничтожения изъятой незаконно заготовленной древесины в качестве вещественных доказательств при производстве по уголовным делам.
Частью 1 статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) установлено, что вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу.
При этом часть 2 статьи 82 УПК РФ определяет виды вещественных доказательств, в отношении которых установлены особые условия, позволяющие распорядиться вещественными доказательствами до вступления приговора в законную силу.
Проектируемые нормы законопроекта предусматривают дополнение части 2 статьи 82 УПК РФ положениями, позволяющими передать на основании решения суда изъятую незаконно заготовленную древесину для реализации, утилизации или уничтожения. Предлагаемые изменения будут способствовать сокращению сроков хранения изъятой незаконно заготовленной древесины при уголовном деле, что позволит сократить расходы на ее хранение, сохранить ее потребительские свойства и реализовать по прямому назначению.
В соответствии с предлагаемыми изменениями порядок реализации, утилизации или уничтожения изъятой в качестве вещественных доказательств незаконно заготовленной древесины будет установлен Правительством Российской Федерации.
Хранение древесины в качестве вещественных доказательств требует наличия не только соответствующих площадей, обслуживание которых влечет финансовые затраты, но и обеспечения специальных условий хранения.
Заготовленная древесина, хранящаяся в том числе в штабелях на открытом воздухе на месте заготовки (незаконной заготовки), довольно часто поражается различными типами грибов, заселяется стволовыми вредителями, что несет угрозу для санитарного и фитосанитарного состояния расположенных вблизи здоровых насаждений. Пиломатериалы и другие сортименты, полученные из древесины, зараженной спорами дереворазрушающих грибов, несут признаки гнилей.
В древесине происходят изменения, способствующие ее порче (происходит снижение влажности древесины, образование трещин в торцах и вдоль ствола, отставание коры). В результате указанных процессов снижается качество древесины и изделий из нее и, как следствие, снижается их товарная стоимость.
Согласно данным МВД России, в 2019 г. незаконно заготовленная древесина изымалась при производстве по уголовным делам на сумму свыше 80 млн. рублей. В соответствии со сведениями об уголовных делах, возбужденных таможенными органами Российской Федерации, в 2019 г. было изъято древесины и изделий из нее стоимостью более 4 млрд. рублей.
В соответствии с информацией Рослесхоза по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия, в том числе, по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за 2018 - 2019 годы и I полугодие 2020 г. в правоохранительные органы направлено 25 669 материалов о незаконных рубках лесных насаждений в объеме 3 216,3 тыс. куб. метров.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В Законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.