Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 25.11.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан на основе предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и направлен на наделение таможенных органов полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж и предусмотренных частью первой статьи 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и частью первой статьи 1931 (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) Уголовного кодекса Российской Федерации.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения уголовно-процессуального законодательства с участием Генпрокуратуры России, ФТС России и МВД России.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству таможенные органы, являющиеся органами валютного контроля и выявляющие примерно 77 % совершаемых в данной сфере преступлений, не уполномочены осуществлять предварительное расследование соответствующих уголовных дел. В результате орган дознания таможни возбуждает уголовное дело, производит по нему в течение не более 10 суток неотложные следственные действия и направляет по подследственности в следственное подразделение органа внутренних дел МВД России для производства предварительного следствия. При этом итоги проверок, проведенных органами прокуратуры, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне эффективности действующего порядка по расследованию уголовных дел рассматриваемой категории, о чем свидетельствует незначительное количество дел по преступлениям рассматриваемой категории, которые направляются в суд по результатам следственных действий из числа зарегистрированных преступлений по таким делам. Указанное обстоятельство объясняется в том числе отсутствием у следователей следственных органов МВД России необходимых знаний в области таможенного дела и наработанной практики, которая есть у должностных лиц таможенных органов.
Наработки таможенных органов по противодействию незаконным валютным операциям в рамках проведения валютного контроля, а также в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, производства неотложных следственных действий, наличие достаточного количества специалистов в указанной сфере и необходимого информационного обеспечения, в том числе в части таможенного оформления товаров, создают благоприятные предпосылки к реализации указанного потенциала в борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж в рамках расследования уголовных дел. При этом отсутствие у таможенных органов полномочий по осуществлению дознания по уголовным делам данной категории в значительной степени ограничивает их возможности по документированию признаков преступлений и изобличению причастных к их совершению лиц.
Внесение предлагаемых изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство позволит таможенным органам осуществлять дознание по выявленным ими преступлениям указанной категории и при этом не затронет имеющихся полномочий следователей органов внутренних дел по производству предварительного следствия. Аналогичный порядок действует в настоящее время в отношении предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 2001 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов).
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие и реализация положений законопроекта не потребует дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.