Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в части совершенствования отдельных положений, касающихся персонала (экипажей) транспортных средств и подразделений ведомственной охраны"
(подготовлен Минтрансом России 27.11.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Вид - проект федерального закона.
Наименование вносимого проекта акта - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в части совершенствования отдельных положений, касающихся персонала (экипажей) транспортных средств и подразделений ведомственной охраны" (далее - проект федерального закона).
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект федерального закона - Министерство транспорта Российской Федерации.
Основание для подготовки проекта федерального закона - законодательная инициатива.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта, Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты от их реализации
1) В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются силами обеспечения транспортной безопасности, подлежащими обязательной подготовке и аттестации.
В связи с этим при осуществлении реализации норм законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в части подготовки и аттестации лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, являющихся силами обеспечения транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) несут значительную финансовую нагрузку.
В целях снижения указанной финансовой нагрузки, с учетом международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты от актов незаконного вмешательства (обеспечения безопасности человеческой жизни на море), для персонала (членов экипажей) определенных транспортных средств различных видов транспорта законопроектом предлагается заменить подготовку и аттестацию области транспортной безопасности на проведение инструктажей и проверку знаний, умений в области обеспечения транспортной безопасности.
Так, учитывая, что персонал (экипаж) транспортного средства автомобильного и городского наземного электрического транспорта, как правило, состоит из одного водителя, а локомотивная бригада транспортного средства, осуществляющего железнодорожные перевозки в пригородном сообщении, как правило, включает в свой состав - машиниста и помощника машиниста, представляется, что применение к ним в полном объеме подготовки сил обеспечения транспортной безопасности с последующей аттестацией в установленном порядке, является избыточным.
Вместе с тем, в целях овладения минимальными навыками в вопросах обеспечения транспортной безопасности в процессе перевозки, законопроектом предлагается проводить в отношении персонала (экипажа) транспортных средств автомобильного, городского наземного электрического транспорта и транспортных средств, осуществляющих железнодорожные перевозки в пригородном сообщении, инструктаж и проверку знаний в области обеспечения транспортной безопасности лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в соответствующем субъекте транспортной инфраструктуры, или лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности соответствующего транспортного средства.
Аналогичная ситуация складывается в отношении персонала (экипажа) транспортных средств внутреннего водного и морского транспорта с численностью персонала (экипажа) не более трех человек, а также судов, используемых в целях рыболовства, в отношении которых не применяются установленные международными договорами Российской Федерации требования в области охраны судов и портовых средств, полагаем, что в применение к ним в полном объеме подготовки сил обеспечения транспортной безопасности с последующей аттестацией в установленном порядке, также является избыточным.
При этом, в целях овладения минимальными навыками в вопросах обеспечения транспортной безопасности в процессе перевозки, законопроектом предлагается проводить в отношении персонала (экипажа) транспортных средств инструктаж и проверку знаний в области обеспечения транспортной безопасности лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности соответствующего транспортного средства, из числа командного состава судна.
Полученные в ходе инструктажа и проверки знаний навыки необходимы для информирования об угрозе осуществления акта незаконного вмешательства при выполнении перевозки и принятия соответствующих превентивных мер, направленных на предупреждение угрозы совершения и совершения акта незаконного вмешательства в отношении конкретного транспортного средства, участия в проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, в числе которых:
проверка исправности технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе связи и оповещения;
проведение осмотра транспортного средства при выходе на маршрут и при прибытии на конечный остановочный пункт в целях выявления подозрительных или оставленных материальных объектов;
незамедлительное информирование об актах незаконного вмешательства, обнаруженных подозрительных предметов и оставленных вещей;
исключение (воспрепятствование) свободного доступа посторонних лиц на транспортное средство во время его стоянки, осуществления посадки (высадки), погрузки (выгрузки) грузов;
периодический мониторинг в целях выявления с использованием систем видеонаблюдения физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению акта незаконного вмешательства, при наличии таковых на транспортном средстве;
в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности обеспечить эвакуацию пассажиров, в том числе в целях минимизации последствий возможного акта незаконного вмешательства.
2) В настоящее время объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные в значениях Федерального закона N 16-ФЗ подлежат защите от актов незаконного вмешательства.
Акт незаконного вмешательства, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В соответствии с законодательством в области обеспечения транспортной безопасности защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями транспортной безопасности.
При этом отдельные объекты транспортной инфраструктуры помимо защиты от актов незаконного вмешательства подлежат охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.
Положениями части 2 статьи 23 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, войск национальной гвардии Российской Федерации и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 г. N 222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 42 охрана границ территории аэропорта,не включенного в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" основными задачами ведомственной охраны в том числе являются - защита охраняемых объектов от противоправных посягательств и обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
В этой связи у субъектов транспортной инфраструктуры возникают двойные финансовые затраты - на привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства и подразделений ведомственной охраны для защиты от противоправных посягательств в рамках охраны объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.
В целях оптимизации указанных финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры, подпунктом "б" пункта 2 проекта федерального закона предлагается установить, что защита от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, включает в себя их защиту от противоправных посягательств и осуществляется указанными подразделениями, являющимися подразделениями транспортной безопасности.
Реализация предлагаемых норм позволит исключить необходимость одновременной защиты от актов незаконного вмешательства и охраны отдельных объектов транспортной инфраструктуры, что позволит исключить двойные затраты субъектов транспортной инфраструктуры, финансирование которых, в том числе, осуществляется из бюджетной системы Российской Федерации.
3) В целях исключения неоднозначного трактования положений пункта 1.4 статьи 1 и части 7 статьи 12.1 Федерального закона N 16-ФЗ, подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 3 проекта федерального закона предлагается исключить ограничение, связанное с медицинскими противопоказаниями к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности,в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке,в связи с неприменением в настоящее время пункта 7 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие и реализация проекта федерального закона не предполагают увеличения численности работников федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона позволит оптимизировать финансовые и организационные затраты субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков без снижения уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта от актов незаконного вмешательства.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие и реализация проекта федерального закона не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
5. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
6. Принятие и реализация проекта акта
Принятие и реализация проекта федерального закона не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и сокращения доходной части из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Подпунктом "а" пункта 2 проекта федерального закона устанавливается обязательное требование:
о проведении лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в соответствующем субъекте транспортной инфраструктуры, или лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности соответствующего транспортного средства, инструктажа и проверки знаний в отношении персонала (экипажа) транспортных средств автомобильного, городского наземного электрического транспорта и транспортных средств, осуществляющих железнодорожные перевозки в пригородном сообщении;
о проведении лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности соответствующего транспортного средства, из числа командного состава судна, инструктажа и проверки знаний в отношении персонала (экипажа) транспортных средств внутреннего водного и морского транспорта с численностью персонала (экипажа) не более трех человек, а также судов, используемых в целях рыболовства, в отношении которых не применяются установленные международными договорами Российской Федерации требования в области охраны судов и портовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.