Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МЧС России 01.12.2020 г.)
В настоящее время проблемы квалификации вида ответственности - административной по части четвертой статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и уголовной по части первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) обусловлены отсутствием четкого определения размера ущерба лесным и иным насаждениям в результате нарушения правил пожарной безопасности либо неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Предметом посягательства противоправного действия в обоих случаях являются лесные и иные насаждения.
В целях решения проблем разграничения уголовно наказуемых деяний от административных правонарушений во множестве составов преступлений УК РФ закреплен критерий криминализации деяния, который неотъемлемо связан с размером причиненного вреда.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417.
Одновременно требования пожарной безопасности для территорий, прилегающих к лесу, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предусматривает соподчинение норм КоАП РФ нормам УК РФ.
В соответствии с проектируемой нормой административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, наступает при условии, если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния.
Законопроект вносится в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за лесные пожары)", включающим противоправное деяние, связанное с нарушением правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара, в объективную сторону состава преступления, предусмотренного частью первой статьи 261 УК РФ.
Цель предлагаемых изменений в законодательстве - четко разграничить уголовно-наказуемое деяние "уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, либо нарушения правил пожарной безопасности" от административного правонарушения "нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека".
Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться действующими должностными лицами в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России федеральным бюджетом, и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами государственной власти и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует изменений расходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных государственных фондов.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.