Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минфином России 03.12.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N ДГ-П4-14487 о реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 41-П*(1) (далее - Постановление).
Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 4 статьи 3.7*(2) и части 1 статьи 30.12*(3) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В связи с этим федеральному законодателю предписано внести в действующее регулирование изменения, предусматривающие право собственника имущества обжаловать постановление по делу об административном правонарушении (далее - АП) в области таможенного дела, вынесенное в отношении лица, не являющегося собственником такого имущества (орудия совершения АП или предмета АП), в части конфискации имущества в случае, когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы и суды Российской Федерации имеют эффективные средства контроля и законного принуждения, при достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении, а также высказанную в иных постановлениях по вопросам назначения конфискации по делам о нарушении таможенных правил*(4), законопроектом предлагается дополнить статью 30.12 КоАП РФ частью шестой, предусматривающей возможность обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов не только лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, но также собственником имущества, явившегося орудием совершения или предметом АП.
Глава 16 КоАП РФ содержит двенадцать статей, предусматривающих административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета АП (статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 16.7, 16.9, 16.16, 16.18, 16.19, 16.20, 16.21, 16.24).
При этом в соответствии с законопроектом собственник имущества наделяется правом обжаловать вступившее в законную силу постановление судьи в части конфискации орудия совершения или предмета АП не по всей 16 главе КоАП РФ, а по отдельным ее составам.
Данный подход обусловлен следующим.
Конституционный Суд Российской Федерации исходя из специфики таможенных правоотношений указал в Постановлении, что собственник вправе обжаловать конфискацию своего имущества при условии его законного перемещения через таможенную границу ЕАЭС и нахождения на таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, законность перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и нахождения на таможенной территории ЕАЭС определяется строгим соблюдением права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании при совершении таможенных операций.
В связи с этим положения проектируемой части 6 статьи 30.12 КоАП РФ не распространяются на АП:
1) сопряженные с незаконным перемещением товаров (перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые должно или может осуществляться перемещение товаров, или вне времени работы таможенных органов либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации).
К указанным АП относятся предусмотренные статьями 16.1 "Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств", 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров", 16.4 "Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов", 16.7 "Представление недействительных документов при совершении таможенных операций", часть 1 статьи 16.19 "Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов", 16.21 КоАП РФ (в части пользования, приобретения, транспортировки, хранения незаконно перемещенных товаров);
2) связанные с несоблюдением запретов и ограничений (статья 16.3 КоАП РФ), недоставкой, выдачей или утратой товаров, находящихся под таможенным контролем (часть 1 статьи 16.9 КоАП РФ):
при совершении АП по статье 16.3 КоАП РФ лицо ввозит (вывозит) на таможенную территорию ЕАЭС, в Российскую Федерацию запрещенный товар (например, "санкционку") или не представляет на товары при их перемещении или помещении под таможенную процедуру разрешительные документы. Во всех случаях нарушается порядок перемещения товаров, а запрещенные к ввозу товары незаконно находятся на таможенной территории ЕАЭС (в Российской Федерации);
часть 1 статьи 16.9 КоАП РФ охватывает противоправные деяния, связанные с недоставкой товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в место доставки либо выдачей (передачей) без разрешения таможенного органа или утратой товаров, находящихся под таможенным контролем. Противоправность таких действий заключается в выводе товаров из-под таможенного контроля, которые в дальнейшем находятся на таможенной территории ЕАЭС незаконно без таможенного оформления.
С учетом изложенного законопроект предусматривает возможность обжалования собственником имущества вступивших в законную силу судебных постановлений (решений по жалобам, протестам) в части конфискации орудия совершения или предмета АП по статье 16.16, части 1 статьи 16.18, частям 2 и 3 статьи 16.19, части 1 статьи 16.20, статье 16.21 (за исключением АП, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и нахождением на таможенной территории ЕАЭС), а также по части 2 статьи 16.24 КоАП РФ.
Специфика указанных составов правонарушений связана с тем, что в отношении предмета АП уже совершались необходимые таможенные операции, однако товары продолжают находиться под таможенным контролем.
Кроме того, законопроектом устанавливается срок, в течение которого собственник может воспользоваться правом на обжалование - 10 рабочих дней со дня вступления судебного постановления (решения по жалобе, протесту) в законную силу.
Указанный срок установлен с учетом положений статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которой законный владелец после привлечения (освобождения) к административной ответственности должен поместить на временное хранение или задекларировать предмет АП не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения суда.
Вместе с тем в соответствии с законопроектом данный срок исчисляется в рабочих днях.
Расчет срока обусловлен законопослушностью собственника имущества, который заинтересован в судьбе своего имущества и не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией, имеет достаточное время выяснить судьбу товара до стадии пересмотра судом уже вступившего в законную силу постановления по делу об АП.
Установление данного срока исключит возможность недобросовестным собственникам имущества злоупотреблять своим правом на обжалование.
Законопроект предусматривает также необходимость приостановления исполнения постановления судьи о конфискации товаров на период рассмотрения жалобы собственника.
По правилам КоАП РФ постановление о конфискации по делу об АП подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу путем передачи уполномоченному органу. При этом исполнение постановления приостанавливается только в случае принесения прокурором протеста до момента его рассмотрения (статьи 31.2, 31.6, 32.4).
В целях обеспечения гарантии права собственности законопроектом предлагается дополнить статью 31.6 КоАП РФ частью 3, предусматривающей приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления в части конфискации до рассмотрения жалобы.
Реализация законопроекта не потребует внесения изменений в право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании. В случае отмены судами постановления в части конфискации, товары подлежат возврату законному владельцу (часть 3 статьи 29.10 КоАП РФ) для совершения в установленном порядке в отношении товаров таможенных операций по помещению на временное хранение, таможенному декларированию, завершению таможенной процедуры (статьи 98, 133 ТК ЕАЭС).
Законопроект позволит привести положения КоАП РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечить судебную защиту права собственности и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о ЕАЭС, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроектом не предусматриваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об АП, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
-------------------------------------------
*(1) "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 3.7, статей 25.1 - 25.5.1 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой иностранной компании "Majena Shipping Company Limited".
*(2) "Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения".
*(3) "Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов".
*(4) Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 г. N 8-П, от 25 мая 2011 г. N 6-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.