Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за неисполнение решения суда об отобрании (передаче) ребенка)"
(подготовлен Минюстом России 03.12.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за неисполнение решения суда об отобрании (передаче) ребенка)" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 1 Плана-графика подготовки проектов нормативных правовых актов в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части защиты прав детей, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 08.05.2019 N 4133п-П12 (далее - пункт 1 Плана-графика).
Так, в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Указом Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" объявлены 2018 - 2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства.
Во исполнение вышеназванного указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 N 1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года.
Пунктом 1 Плана-графика предусмотрена подготовка проекта федерального закона, предусматривающего установление уголовной ответственности за неисполнение решения суда об отобрании (передаче) ребенка.
Для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье должны создаваться условия, а при необходимости - приниматься меры по обеспечению устройства детей в соответствии с принятыми судебными решениями об определении места жительства ребенка.
Постановлением Европейского Суда по правам человека по жалобе N 62526/15 "Муружева против Российской Федерации" установлено нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением прав заявительницы на уважение семейной жизни ввиду длительного неисполнения решения об определении с ней места жительства ее детей.
Суд отмечает, что решение, определяющее место проживания детей с заявительницей, оставалось неисполненным в течение почти четырех лет, со всеми последствиями, которые могут оказать влияние на их физическое и психическое здоровье. Суд пришел к заключению о том, что российские органы власти не смогли принять все меры, которых от них можно было ожидать для исполнения судебного решения о предоставлении заявительнице права опеки над ее детьми. Согласно пункту 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989, государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
По статистическим данным, представленным Федеральной службой судебных приставов, в 2019 году на принудительном исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 837 исполнительных производств об отобрании (передаче) ребенка и определении места жительства ребенка, за 8 месяцев 2020 года - 517 исполнительных производств.
В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта об отобрании (передаче) ребенка выносит постановление о возбуждении производства и устанавливает должнику срок для добровольного его исполнения. Если должник без уважительных причин не исполнил требование, пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает новый срок для исполнения.
Если должник снова не исполнил требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и устанавливает новый срок для его исполнения.
Вместе с тем передача ребенка может не состояться в связи с фактическим отсутствием ребенка у должника. Не желая исполнять предписание, содержащееся в исполнительном документе, обязанная по исполнительному документу сторона может спрятать ребенка у третьих лиц.
При этом применяемые в ходе принудительного исполнения меры ответственности (взыскание с должников исполнительного сбора, временное ограничение на выезд из Российской Федерации, назначение административного наказания) оказываются недостаточными для побуждения должника к добровольному исполнению судебного решения. Не всегда административная санкция может обеспечить надлежащее исполнение положений законодательства Российской Федерации.
Основными причинами длительности процедур принудительного исполнения исполнительных производств, возбужденных на основании судебных решений, являются: отказ ребенка переходить к одному из родителей; агрессивное поведение сторон исполнительного производства во время совершения исполнительных действий, намеренное сокрытие ребенка должником; преднамеренная смена места жительства одной из сторон исполнительного производства или переезд в связи со сложившимися обстоятельствами.
Умышленное неисполнение должниками судебных решений с требованиями об отобрании или передаче ребенка после привлечения к административной ответственности нарушает конституционный принцип исполнимости судебного решения и умаляет авторитет судебной власти, а также нарушает права взыскателя на эффективную судебную защиту, которая не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), установив уголовную ответственность за неисполнение вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта об отобрании (передаче) ребенка лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в отношении того же судебного акта.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению оперативности и качества принудительного исполнения судебных решений об отобрании (передаче) ребенка, а также мотивации должников к добровольному исполнению требований указанных исполнительных документов.
Реализация законопроекта не приведет к повышению нагрузки на работников ФССП России и не повлечет необходимости увеличения их штатной численности, а также выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.