Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, при проведении промежуточной аттестации на 2020/21 учебный год по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"
(подготовлен Минцифрой России 11.12.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации разработан в соответствии с абзацем первым пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в целях обеспечения условий для реализации права граждан на образование в удаленной форме, в том числе в условиях пандемии коронавирусной инфекции, путем обеспечения предоставления гражданам дистанционных образовательных услуг за счет внедрения механизмов дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством Единой биометрической системы.
30 июня 2018 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 7 августа 2011 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149) в части установления, в том числе, основ юридически значимой удаленной идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных.
Данный вид идентификации в настоящее время может быть обеспечен посредством применения Единой системы идентификации и аутентификации и единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (далее - Единая биометрическая система) в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 149, а также ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Учитывая, что Единая биометрическая система защищена по высоким требованиям информационной безопасности, а ее функционирование технологически связано с функционированием Единой системы идентификации и аутентификации, предоставление дистанционных услуг с использованием Единой биометрической системы обеспечит достоверную идентификацию физических лиц, надежную защиту биометрических персональных данных, а также пресечение мошеннических действий каждой из сторон процесса биометрической идентификации при оказании дистанционных услуг.
Отмечаем, что в настоящее время Единая биометрическая система является единственным законодательно закрепленным механизмом биометрической идентификации. Помимо Федерального закона N 149 использование Единой биометрической системы регламентировано рядом подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минкомсвязи России, принятых во исполнение указанного федерального закона и утвержденных по согласованию с заинтересованными ведомствами, в том числе ФСБ России, ФСТЭК России.
Использование дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством Единой биометрической системы расширяет возможности проведения промежуточной аттестации для обучающихся из отдаленных населенных пунктов и городов, территориально далеко расположенных от места нахождения образовательной организации, а также ограничит массовые скопления учащихся для сдачи экзаменов, что отрицательно скажется на распространении короновирусной инфекции.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Предлагаемые проектом постановления изменения соответствуют целям национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.