Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 86 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 15.12.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 86 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения возможности налоговых органов получать от Банка России документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну и персональные данные, а также включение Банка России в число субъектов, которые вправе получать от налоговых органов документы и сведения, составляющие налоговую тайну.
Законопроект не ограничивает право налоговых органов истребовать у Банка России документы и сведения, содержащие банковскую тайну (персональные данные), в иных случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговые органы наделены полномочиями на получение информации (документов), в том числе от Банка России, в рамках осуществления ими мероприятий налогового контроля.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено право налоговых органов истребовать у налогоплательщика документы, а абзацем первым пункта 1 статьи 93 Кодекса указанное право конкретизировать применительно к налоговым проверкам.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 31 Кодекса, пунктами 1 и 2 статьи 93.1 Кодекса полномочия налоговых органов истребовать в рамках налоговых проверок у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а также полномочия в случае обоснованной необходимости получать вне рамок проведения налоговых проверок документы (информацию) у участников конкретной сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, направлены на обеспечение возможности контроля исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.
При этом факт наличия в истребуемых документах (информации) сведений, составляющих банковскую либо иную охраняемую законом тайну третьих лиц, не влечет отказ в ее предоставлении налоговому органу в порядке, установленном законом (определения Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2016 N 305-КГ16-7204 по делу N А40-56624/2015, от 05.12.2016 N 305-КГ16-15696 по делу N А40-205181/2015). Такие сведения составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 Кодекса.
Согласно положениям статьи 86 Кодекса налоговые органы могут получать по запросам от банков сведения об операциях по счетам их клиентов. Практика деятельности налоговых органов за последние 10 лет показала рост эффективности налоговых проверок при одновременном снижении их количества за счет повышения контрольно-аналитической работы при планировании выездных налоговых проверок. Вместе с тем, усиление контрольно-аналитической работы невозможно без укрепления ее информационной основы.
Необходимо отметить, что недобросовестные налогоплательщики, реализуя политику агрессивного налогового планирования, применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения, характеризующиеся высокой латентностью.
Повышение эффективности работы налоговых органов по выявлению схем незаконной минимизации налоговых обязательств напрямую зависит от возможности получения и использования налоговыми органами всех сведений, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе составляющих банковскую тайну или содержащих персональные данные физических лиц. Однако полномочий налоговых органов, определенных действующими положениями законодательства о налогах и сборах, по получению на регулярной основе от Банка России документов и сведений, составляющих банковскую тайну или содержащих персональные данные, недостаточно.
Получение ФНС России сведений об операциях по счетам кредитных организаций, открытых в территориальных учреждениях Банка России, об операциях по счетам клиентов банков, а также отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренной нормативными актами Банка России, послужит мощным индикатором в целях применения риск-ориентированного подхода при отборе объектов для налогового контроля и будет являться дополнительным препятствием нанесению ущерба бюджету Российской Федерации со стороны налогоплательщиков, злоупотребляющих своим правом.
Внесение предлагаемых изменений в Кодекс, а также соответствующих изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" позволит Банку России получать от налоговых органов сведения и (или) документы, содержащие информацию, составляющую налоговую тайну, что позволит повысить оперативность и качество надзорной деятельности, осуществляемой Банком России в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций, в части определения реального уровня принимаемых поднадзорными организациями рисков, а также обеспечит получение информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий, в том числе осуществляемых дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Такие изменения предоставят возможность Банку России получать не только бухгалтерскую (финансовую) и налоговую отчетность, но и сведения о доходах и счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информацию о сомнительных операциях, об имуществе юридических и физических лиц, объектах начисленных и уплаченных налогов (сборов) и задолженности перед бюджетом клиентов кредитных и некредитных финансовых организаций, учредителей (участников), аффилированных лиц кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, эмитентов ценных бумаг, поручителей, гарантов, что является необходимым при проведении оценки их финансового состояния и проверки достоверности информации, предоставляемой кредитными и некредитными финансовыми организациями Банку России.
Полученная Банком России от налоговых органов информация качественно дополнит имеющиеся у Банка России сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, физических лицах, используемые для проведения надзорных и контрольных мероприятий, а также позволит уточнить критерии сомнительности контрагентов и связанные с ними риски.
Также предлагаемые законопроектом изменения позволят существенно сократить количество запросов в банки, направляемых налоговыми органами в порядке пункта 2 статьи 86 Кодекса, что соответственно, повлечет снижение трудовых и материальных затрат.
Предусмотренное законопроектом включение в информационный обмен отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, юридических и физических лиц находится также в рамках концепции "одного окна", в соответствии с которой, единожны представив документ в Банк России либо налоговый орган, указанные лица освобождаются от необходимости его представления в иные органы.
Информация, которая предполагается к передаче (получению) Банком России и ФНС России, может быть получена в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии в режиме запросов в ходе проведения надзорных и контрольных мероприятий и на регулярной основе с использованием защищенных каналов связи.
Анализ правоприменительной практики выявил необходимость изменения действующего правового регулирования.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.