Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325"
(подготовлен Минпросвещения России 15.12.2020 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325" (далее - проект указа) подготовлен в соответствии с пунктом 28 плана мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N 1452-р) и направлен на совершенствование системы государственного тестирования по русскому языку как иностранному и ее продвижение за рубежом.
Проектом указа предполагается внесение изменений в положение о Порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, направленных на урегулирование действующей системы государственного тестирования по русском языку как иностранному (далее - ТРКИ), в том числе необходимость утверждения единых лексических минимумов для всех уровней владения русским языком как иностранным, а также порядка разработки и апробации контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ), включая утверждение типовых КИМ.
В целях совершенствования требований, предъявляемых к лицам, приобретающим гражданство Российской Федерации в общем порядке проектом указа предполагается введение базового уровня для лиц, приобретающих гражданство Российской Федерации, предполагающего проверку лексики и возможности адекватно реагировать на ситуации, соответствующие статусу гражданина Российской Федерации.
Кроме того, отмечаем, что в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N ДМ-П8-6600р Минпросвещения России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию деятельности по сохранению, защите и развитию русского языка. Поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 г. N ТГ-П8-1586 Минпросвещения России определено головным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за актуализацию нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на поддержку и продвижение русского языка и образования на русском языке за рубежом. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2020 г. N 1197 "О Правительственной комиссии по русскому языку" Министр просвещения Российской Федерации является председателем Правительственной комиссии по русскому языку.
В связи с изложенным, проектом указа предполагается перераспределение полномочий в сфере нормативно-правового регулирования ТРКИ, предусматривающее разработку и утверждение актов, утверждающих форму и порядок проведения ТРКИ, уровни владения русским языком как иностранным,требования к ним, а также форму и порядок выдачи сертификата ТРКИ Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России.
Перечень образовательных организаций, проводящих ТРКИ, порядок и критерии включения образовательных организаций, проводящих ТРКИ,в указанный перечень (включая порядок ведения указанного перечня и основания исключения из него) утверждаются Минобрнауки России по согласованию с Минпросвещения России.
В целях унификации и стандартизации деятельности по проведению ТРКИ проектом указа предусмотрено утверждение Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России лексических минимумов к каждому из уровней владения русским языком как иностранным, а также порядка разработки и утверждения образовательными организациями, проводящими государственное тестирование по русскому языку как иностранному, контрольно-измерительных материалов (включая примерные контрольно-измерительные материалы для каждого из уровней владения русским языком как иностранным).
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте указа отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, положений о соответствующих видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, разрешительной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.