Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с предоставлением сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния"
(подготовлен Минфином России 22.09.2020 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" с 1 октября 2018 года введен в действие Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, в котором органами записи актов гражданского состояния осуществляется государственная регистрация актов гражданского состояния и совершаются иные юридически значимые действия.
Ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - федеральная информационная система).
Согласно пункту 8 статьи 13.1 Федерального закона N 143-ФЗ оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является Федеральная налоговая служба.
Кроме того, с 1 октября 2018 года изменен порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния (статья 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ).
Так, сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния предоставляются органам, указанным в пункте 1 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ, из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в электронной форме оператором федеральной информационной системы посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Кроме того, сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются в рамках межведомственного взаимодействия в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и в иные органы, предусмотренные пунктом 2 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ, а также лицам в части сведений, содержащихся в записях актов гражданского состояния, составленных в отношении указанных лиц и в отношении каждого из их детей, не достигших совершеннолетия.
Единый порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, сроки такого предоставления, как органам, так и физическим лицам, а также перечень таких сведений установлен Правилами предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1746.
Необходимо отметить, что сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляемые оператором федеральной информационной системы в электронной форме, согласно пункту 7 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора федеральной информационной системы.
Таким образом, указанные сведения являются достоверными и юридически значимыми.
Вместе с тем в настоящее время рядом Федеральных законов регламентированы нормы о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния органами записи актов гражданского состояния.
Таким образом, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с предоставлением сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния" (далее - законопроект) разработан в целях синхронизации норм указанных Федеральных законов с нормами Федерального закона N 143-ФЗ, а также в целях обеспечения установления на территории Российской Федерации единого порядка предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния способами, в порядке, в сроки и в составе, установленными Федеральным законом N 143-ФЗ.
Законопроектом предусмотрен срок вступления в силу со дня его официального опубликования.
Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ) регламентировано, что переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется поэтапно после обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к указанной системе. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2019 г. N 647 "Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам муниципальных образований до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия").
Таким образом, законопроектом предусмотрено, что положения статьи 2 законопроекта, предусматривающие внесение изменений в часть 4 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", применяются к военным комиссариатам с учетом вышеуказанных положений Федерального закона N 219-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.