Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждения формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек"
(подготовлен Минтрудом России 11.01.2021 г.)
Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек" (далее - проект Приказа) подготовлен в целях реализации статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 5.2.114 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, которыми предусматривается утверждение Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек, а также в связи с внесением в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Проектом Приказа утверждаются:
форма трудовой книжки согласно приложению N 1;
Порядок ведения и хранения трудовых книжек согласно приложению N 2.
В проект Приказа инкорпорированы нормы, которые содержались в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003г. N 225 "О трудовых книжках", и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 69.
Приказом в этих целях отменены следующие устаревшие и избыточные требования:
вести приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а также книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в нее и скреплять их сургучной печатью или опломбировать;
знакомить работника под роспись в личной карточке с каждой вносимой в трудовую книжку записью;
вносить в трудовые книжки записи о общем трудовом стаже, в том числе лицам, отбывшим исправительные работы без лишения свободы о том, что время работы в этот период не засчитывается в непрерывный трудовой стаж;
заверять подписью работника при его увольнении (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы у данного работодателя.
заполнять трудовую книжку работнику, принятому на работу впервые, в присутствии работника.
Кроме того, проектом приказа некоторые записи в трудовую книжку актуализированы в соответствии с требованиями, принятых новых федеральных законов или изменениями в действующие федеральные законы:
в положениях, устанавливающих требование о проставлении печати работодателя, предусмотрена возможность проставлять печать работодателя или кадровой службы и уточняется, что печать проставляется при ее наличии;
при внесении записи об увольнении предусматривается требование о ссылке не только на пункт (подпункт), но и на часть статей 77, 81, 83, 278, 336 Кодекса и других федеральных законов;
внесено положение о заполнении трудовой книжки о дистанционной работе при наличии письменного соглашения между работодателем и дистанционным работником;
заполнение сведений об образовании работника приведено в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Предлагаемая к утверждению проектом Приказа форма трудовой книжки и форма вкладыша в трудовую книжку существенно не изменяются по сравнению с ранее действовавшей (приложение N 1). В связи с этим будут являться действующими и применяться в работе изготовленные и приобретенные ранее работодателями бланки трудовых книжек и вкладышей к ним.
Согласно проекту Приказа утрачивают силу некоторые акты Минтруда России.
Следует отметить, что из информации представленной, Пенсионным фондом Российской Федерации, по состоянию на 29 декабря 2020 г. из 58 122 955 застрахованных лиц, 34 881 002 гражданина изъявили желание вести трудовую книжку в бумажном виде, а 5 168 011 граждан о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.