Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
(подготовлен Минэнерго России 13.01.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6236; 2010, N 11, ст. 1175; N 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 7, ст. 905; N 11, ст. 1502; N 30, ст. 4590; 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350; N 45, ст. 6208; 2016, N 14, ст. 1904; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; 2017, N 27, ст. 3926; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4822; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 31, ст. 4843, 4860; N 53, ст. 8448; 2019, N 31, ст. 4421; 2019, N 52, ст. 7789, 7796; 2020, N 17, ст. 2719; N 31, ст. 5040) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) абзац пятый после слов "оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике," дополнить словами "управлению изменением потребления электрической энергии,";
б) абзац восьмой после слов "особых товаров - электрической энергии и мощности" дополнить словами ", а также оказания услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом,";
в) абзац девятый изложить в следующей редакции:
"субъекты оптового рынка - юридические лица, соответствующие требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка, совершившие все установленные процедуры, необходимые для начала работы на оптовом рынке, и получившие статус субъекта оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка;";
г) дополнить абзацами следующего содержания:
"услуги по управлению изменением потребления электрической энергии (далее - услуги по управлению изменением потребления) - оказываемые на оптовом рынке услуги, представляющие собой комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, осуществляемых на условиях и в порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, направленных на обеспечение готовности к изменению потребления электрической энергии объекта регулирования нагрузки потребителя оптового рынка и (или) агрегированного объекта управления изменением потребления и изменение потребления электрической энергии такого объекта в требуемый период времени;
агрегатор управления изменением потребления электрической энергии (далее - агрегатор управления изменением потребления) - коммерческая организация, получившая в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус субъекта оптового рынка, осуществляющая деятельность по формированию агрегированных объектов управления изменением потребления путем заключения в качестве заказчика договоров оказания услуг по изменению нагрузки с потребителями электрической энергии - субъектами розничных рынков, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами регулирования нагрузки потребителя розничного рынка, и совершения иных действий и оказывающая услуги по управлению изменением потребления на оптовом рынке;
объект регулирования нагрузки потребителя оптового рынка - совокупность используемых для изменения режима потребления электрической энергии энергопринимающих устройств и, при наличии, определённых Правительством Российской Федерации объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии - субъекта оптового рынка, относящихся к одной группе точек поставки на оптовом рынке, с использованием которой такой потребитель оказывает услуги по управлению изменением потребления;
объект регулирования нагрузки потребителя розничного рынка - совокупность принадлежащих одному лицу используемых для изменения режима потребления электрической энергии находящихся в единых границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или энергопринимающих устройств и соответствующих установленным Правительством Российской Федерации характеристикам объектов по производству электрической энергии, технологически соединенных между собой принадлежащими тому же лицу объектами электросетевого хозяйства;
агрегированный объект управления изменением потребления - совокупность объектов регулирования нагрузки потребителей розничного рынка, объединенных агрегатором управления изменением потребления в соответствии с требованиями и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для целей использования при оказании услуг по управлению изменением потребления.";
2) пункт 1 статьи 14 дополнить абзацем следующего содержания:
"организацию и проведение отбора исполнителей услуг по управлению изменением потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
3) пункт 1 статьи 21 дополнить новым абзацем пятьдесят первым и абзацем пятьдесят вторым следующего содержания:
"устанавливает правила проведения отбора исполнителей услуг по управлению изменением потребления и порядок оказания данных услуг;
устанавливает порядок и условия оказания услуг по изменению нагрузки на розничных рынках.";
абзац пятьдесят первый считать абзацем пятьдесят третьим;
4) в статье 30:
а) в пункте 1:
абзац первый после слов "функционирования оптового рынка" дополнить словами ", а также особенности купли и продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке";
абзац второй после слов "на оптовом рынке," дополнить словами "а также с оказанием услуг на оптовом рынке,";
б) в пункте 2:
в абзаце втором слова "продавцов и покупателей электрической энергии" заменить словами "субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии";
дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:
"обязательность приобретения услуг по управлению изменением потребления субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;";
абзац восьмой считать абзацем девятым;
абзац девятый считать абзацем десятым и слова "покупателями электрической энергии, принявшими на себя в установленном правилами оптового рынка порядке обязательства по изменению режима потребления электрической энергии, а также" исключить;
5) в пункте 1 статьи 31:
после слов "настоящим Федеральным законом" дополнить словами "и правилами оптового рынка, агрегаторы управления изменением потребления, получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка"
дополнить абзацами следующего содержания:
"Агрегаторы управления изменением потребления, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка, участвуют на оптовом рынке только в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением потребления. Для участия в обороте электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке агрегатор управления изменением потребления должен в порядке, установленном правилами оптового рынка, подтвердить выполнение требований, предъявляемых к соответствующему участнику обращения электрической энергии и(или) мощности на оптовом рынке.
Юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка для целей участия в обращении электрической энергии и (или) мощности, вправе участвовать в отношениях, связанных с оказанием услуг по управлению изменением потребления в качестве агрегатора управления изменением потребления, при условии подтверждения соответствия количественных характеристик заявляемого ими снижения потребления электрической энергии в отношении каждого из объединенных ими агрегированных объектов управления изменением потребления критериям, установленным правилами оптового рынка.";
6) в статье 32:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.
Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.
Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Субъекты оптового рынка, отобранные в качестве исполнителей услуг по управлению изменением потребления, обязаны оказывать такие услуги по договорам, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Исполнителями услуг по управлению изменением потребления могут быть агрегаторы управления изменением потребления и (или) получившие в установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка порядке статус субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и(или) мощности потребители электрической энергии.
Порядок формирования агрегированного объекта управления изменением потребления и требования к объектам регулирования нагрузки потребителя оптового рынка устанавливается правилами оптового рынка.
Покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, а также обязаны оплачивать оказанные услуги по управлению изменением потребления в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, договоров оказания услуг по управлению изменением потребления, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.
Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя всеми поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.
Субъекты оптового рынка, оказывающие услуги по управлению изменением потребления, обязаны на условиях и в порядке, определяемых правилами оптового рынка, осуществлять комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению потребления электрической энергии объекта регулирования нагрузки потребителя оптового рынка или агрегированного объекта управления изменением потребления.
Факт предоставления и получения мощности и факт оказания услуг по управлению изменением потребления подтверждается организациями коммерческой и технологической инфраструктуры в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации.
Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию, в том числе с учетом результатов отборов исполнителей услуг по управлению изменением потребления и необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.
В целях обеспечения роста экономики и потребностей населения Российской Федерации в электрической энергии и оптимизации топливно-энергетического баланса электроэнергетики Правительство Российской Федерации или уполномоченный им орган осуществляет долгосрочное прогнозирование развития объектов электроэнергетики и инфраструктуры рынка и формирует при этом генеральную схему размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства.
Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения надежности и бесперебойности поставок электрической энергии на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, прогнозируемых объемов предложения услуг по управлению изменением потребления, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.
При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства объектов электроэнергетики, включенных в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, с учетом обеспечения их топливом на долгосрочную перспективу, а также с учетом планов развития системы теплоснабжения на соответствующей территории.
Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии и определенные по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций в установленном порядке на основании предложений системного оператора.
Контроль за своевременной и надлежащей реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, осуществляется системным оператором.
Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.
В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.
Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию и мощность и услуги по управлению изменением потребления:
производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии и мощности за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию и цен на мощность, определяемых по результатам отбора:
в отношении электрической энергии - ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;
в отношении мощности - ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности, а также предложений исполнителей услуг по управлению изменением потребления;
в отношении услуг по управлению изменением потребления - ценовых заявок исполнителей услуг по управлению изменением потребления в пределах прогнозируемых объемов таких услуг в соответствующий календарный год, определяемого в порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности.
В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей рабочей генерирующей мощности, за исключением мощности, выведенной из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.
Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.
При заключении отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности цена электрической энергии и (или) мощности и иные условия таких договоров определяются их участниками самостоятельно.
Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.
По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации режима оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для системного оператора.
Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности, стоимости услуг по управлению изменением потребления. Цены (тарифы) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на максимально доступную генерирующую мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2008 года, за исключением объектов, вводимых в эксплуатацию при оказании услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, указанные в статье 23 настоящего Федерального закона.
В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;
атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении:
тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;
гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;
тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.
В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.
Указанный объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.
Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очереди, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.
В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, второй, третьей очередях), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.
В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике режимами работы без учета результатов таких торгов.
Равновесные цены электрической энергии определяются на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, а также стоимость услуг по управлению изменением потребления на оптовом рынке за расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением потребления формируются организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми они располагают на момент формирования таких цен. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением потребления сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи и стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением потребления, проданной (оказанных) в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, стоимость услуг по управлению изменением потребления, проданной (оказанных) или купленной (оплаченных) субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предоставленные советом рынка и коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на оптовом рынке за расчетный период. Предоставленные советом рынка данные о нерегулируемых прогнозных свободных ценах на электрическую энергию (мощность) являются официальным источником информации, используемой субъектами оптового и розничных рынков для прогнозирования объема и стоимости электрической энергии (мощности), а также официальным источником информации, используемой при государственном регулировании цен (тарифов).
В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.
Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.
Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках.";
7) в статье 33:
а) абзац восьмой пункта 3 дополнить словами ", а также субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением потребления на оптовом рынке";
б) пункт 10 после слова "электрической энергии" дополнить словами "и (или) мощности, агрегаторов управления изменением потребления";
8) в статье 35:
а) в наименовании статьи слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;
б) в абзаце первом пункта 1 слова ", участника обращения электрической энергии на оптовом рынке" исключить;
в) в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Статус субъектов оптового рынка для целей участия в обращении электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке получают:";
в абзаце восьмом после слов "в обороте электрической энергии" дополнить словом "и мощности";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Агрегатор управления изменением потребления получает статус субъекта оптового рынка для целей оказания услуг по управлению изменением потребления, при условии, что количественные характеристики заявляемого им снижения потребления электрической энергии каждого из объединенных им агрегированных объектов управления изменением потребления соответствует критериям, установленным правилами оптового рынка.";
г) в пункте 3:
в абзаце первом слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением потребления";
в абзаце втором слова "участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке" заменить словами "участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением потребления";
д) в пункте 4 слова "субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии" заменить словами "субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и (или) агрегатора управления изменением потребления";
е) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. В отношении одного и того же энергопринимающего устройства потребители электрической энергии могут являться субъектами либо оптового рынка, либо розничных рынков.";
ж) в пункте 6 слова "- участник обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке" исключить;
9) в статье 37:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"агрегаторы управления изменением потребления";
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"порядок взаимодействия потребителей электрической энергии и агрегаторов управления изменением потребления при заключении и исполнении договоров оказания услуг по изменению нагрузки, включая существенные условия таких договоров и правила их заключения, требования к формированию объектов регулирования нагрузки потребителя розничного рынка, особенности организации коммерческого учета электрической энергии таких объектов.";
10) абзац первый пункта 1 статьи 40 после слов "электрическую энергию и мощность" дополнить словами ", услуги по управлению изменением потребления".
Статья 2
Внести в статью 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1178; 2005, N 1, ст. 4; 2006, N 17, ст. 1783; 2007, N 45, ст. 5427; 2010, N 31, ст. 4156; 2011, N 50, ст. 7343; 05.01.2015, N 1, ст. 19) следующие изменения:
1) абзац десятый дополнить словами "и (или) оказанию услуг по управлению изменением потребления электрической энергии и (или) услуг по изменению нагрузки";
2) абзац пятнадцатый дополнить словами "(за исключением совмещения деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением потребления электрической энергии и (или) услуг по изменению нагрузки)";
3) после абзаца семнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по изменению нагрузки путем использования принадлежащего им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущества, которое не используется ими при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии.".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Услуги по управлению изменением потребления не могут оказываться с использованием объекта регулирования нагрузки потребителя оптового рынка, если в состав такого объекта входит энергопринимающее устройство (объект электроэнергетики), с использованием которого субъектом оптового рынка исполняются обязательства по изменению режима потребления электрической энергии, принятые по результатам отбора мощности на конкурентной основе, проведенного до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
В. Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.