Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О проведении в 2021 году в отдельных субъектах Российской Федерации эксперимента по осуществлению федерального государственного лесного надзора"
(подготовлен Минприроды России 25.01.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления) разработан в целях реализации статьи 71 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также статьи 51 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" регулирующих вопросы проведения в отдельных субъектах Российской Федерации эксперимента по федеральному государственному лесному надзору на землях лесного фонда (за исключением патрулирования лесов) (далее - эксперимент).
Указанные статьи введены Федеральным законом "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 января 2021 года.
Проектом постановления определяется, что эксперимент будет осуществляться Федеральным агентством лесного хозяйства в течение 2021 года на территории земель лесного фонда, расположенных в Иркутской и Архангельской областях (далее - пилотные регионы).
Отмечается, что в пилотных регионах развиты лесное хозяйство и лесная промышленность, площадь лесов составляет более 256 млн га (около 1/4 лесов страны), а совокупный ежегодный объем заготовки древесины - более 70 млн. куб. м (более 32% от общего объёма лесозаготовок по Российской Федерации).
На территории пилотных регионов расположены 4 крупнейших целлюлозно-бумажных комбината, уже реализованы или продолжают реализовываться 20 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Лесной комплекс в указанных субъектах Российской Федерации в значительной степени ориентирован на экспорт древесины. В Архангельской области расположен морской порт, осуществляющий, в том числе, погрузку древесины. По оценочным сведениям, на территории пилотных регионов размещаются около 2,5 тыс. пунктов складирования и пунктов переработки древесины.
В 2019 году выявлено около 7 тыс. нарушений лесного законодательства, причинивших лесам вред лесам и находящимся в них природным объектам, что составляет 19% от общего количества нарушений лесного законодательства, выявленных в Российской Федерации. В пилотных регионах в 2019 году выявлено 20% от количества, 53% от объёма выявленной незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации.
В пилотных регионах по состоянию на 01.11.2020 года общая штатная численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) (далее - инспекторы) составляет 1 437 шт. ед. (6% от общей штатной численности инспекторов в Российской Федерации), в том числе: Архангельская область - 806 шт. ед. (укомплектованность 84%), Иркутская область - 631 шт. ед. (укомплектованность 75%), а фактическая численность составляет 1 160 человека (5% от общей фактической численности государственных лесных инспекторов в Российской Федерации).
В 2019 году инспекторами в пилотных регионах возбуждено 7,5 тыс. дел об административных правонарушениях (10% от общего количества возбужденных инспекторами дел об административных нарушениях в Российской Федерации). Рассмотрено 7,4 тыс. дел об административных правонарушениях (10% от общего количества рассмотренных инспекторами дел об административных нарушениях в Российской Федерации).
При этом наименьшие выявляемость и взыскиваемость в пилотных регионах наблюдаются по правонарушениям, связанным с учётом древесины, нарушением порядка предоставления лесных участков для использования, самовольным занятием лесных участков, нарушением требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (сумма назначенных штрафов по указанным правонарушениям в 2019 году составила менее 43 млн. рублей).
По части 3 статьи 8.28.1 КоАП РФ (за нарушение порядка учета древесины) возбуждено 1 дело об административном правонарушении, назначен административный штраф на сумму 5 тыс. рублей (Иркутская область); а по статье 8.24 КоАП РФ (нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования) дела об административном правонарушении в 2019 году не возбуждались.
В рамках проведения эксперимента предполагается, что надзорные мероприятия в части правонарушений и административная практика по ним, будут различаться в зависимости от того, региональным или федеральным надзорным органом они выполнялись. Основным инструментарием выявления правонарушений на федеральном уровне должно стать преимущественное применение дистанционных методов (мониторинг воспроизводства лесов, дистанционный мониторинг использования лесов, инструментарий ЛесЕГАИС, ИСДМ, иные данные).
Предполагается, что результаты эксперимента позволят определить направления дальнейшей работы по совершенствованию правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в области лесных отношений, внедрению и развитию современных технологий, в том числе, единой цифровой платформы государственного контроля (надзора) в области лесных отношений, дистанционных методов систематического наблюдения за состоянием лесов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.