Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" в части субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения"
(подготовлен Минюстом России 01.02.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" в части субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения" (далее - законопроект) разработан в связи с принятием на заседании Правительства Российской Федерации 29 октября 2020 года решения о внесении Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 123 22 Гражданского кодекса Российской Федерации в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения".
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 123 22 Гражданского кодекса Российской Федерации в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения" был разработан Минюстом России во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2020 г. N 23-П.
Данным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации пункт 5 статьи 123 22 Гражданского кодекса Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора.
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 123 22 Гражданского кодекса Российской Федерации в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения" вносятся уточняющие изменения в пункты 5 и 6 статьи 123 22 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в случае ликвидации бюджетного (автономного) учреждения при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора, несет собственник имущества бюджетного (автономного) учреждения.
Вместе с тем в соответствии с действующей редакцией части 5 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Указанная норма Закона об автономных учреждениях, полностью исключая ответственность собственника имущества автономного учреждения по обязательствам учреждения, не соответствует не только вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда, но и действующим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам (абзац второй пункта 6 статьи 123 22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В целях устранения указанных противоречий законопроектом предлагается часть 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях изложить в новой редакции, в соответствии с которой собственник имущества автономного учреждения несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, а в случае ликвидации автономного учреждения субсидиарная ответственность собственника допускается по всем обязательствам автономного учреждения перед гражданами (за исключением обязательств, возникших в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности) и обязательствам, вытекающим из публичного договора.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.