Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2393"
(подготовлен Минтрудом России 03.02.2021 г.)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2393 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год" для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 342 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 12 130 рублей в первые три месяца периода безработицы, 5000 рублей - в следующие три месяца периода безработицы.
Такой порядок установления максимальной величины пособия по безработице предполагает, что пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (абзац первый пункта 3 статьи 31 Закона о занятости населения).
Однако гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (абзац второй пункта 3 статьи 31 Закона о занятости населения).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме; призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Указанные периоды не засчитываются в период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Понятия "период безработицы" и "период выплаты пособия по безработице" не тождественны, так как пособие по безработице не во всех случаях выплачивается в первые три месяца периода безработицы или в следующие три месяца периода безработицы (например, когда период выплаты пособия по безработице прерывается периодом призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей).
Таким образом, нарушаются права отдельных категорий безработных граждан на защиту от безработицы.
В связи с этим проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2393" предусматривается установление дифференцированного размера максимальной величины пособия по безработице применительно к периоду выплаты пособия по безработице, а не к периоду безработицы.
Оценка регулирующего воздействия и общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации не осуществлялись ввиду отсутствия оснований для их проведения.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект постановления Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Анализ правоприменительной практики не требуется в связи с тем, что проектом распоряжения не предусматривается изменение какого-либо регулирования.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2393"
Реализация постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2393" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.