Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях"
(подготовлен Минюстом России 10.02.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации", в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях" (далее - проект постановления) разработан Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), который является структурообразующим документом, определяющим базовые принципы проставления апостиля в Российской Федерации.
Проставление штампа "апостиль" на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 года (далее - Конвенция).
Каждое государство - участник Конвенции самостоятельно определяет перечень органов, которым предоставлены полномочия по проставлению апостиля.
В Российской Федерации проставление апостиля осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 479 Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральным архивным агентством, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации и документов об ученых степенях, ученых званиях, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - компетентные органы).
Проектом постановления закрепляются особенности обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона, в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях.
Проект постановления предусматривает возможность подачи заявителем запроса о проставлении апостиля через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); направления запросов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона, в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия; проставление апостиля в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с уникальным кодом быстрого реагирования (QR-код) и буквенно-цифровым кодом, позволяющим получить доступ заинтересованным лицам к сведениям о проставленном апостиле в сводном реестре проставленных апостилей, ведение которого относится к полномочиям Министерства юстиции Российской Федерации.
Реализация проекта постановления позволит сделать государственную услугу по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, более доступной для всех заинтересованных лиц,в том числе находящихся на территории иностранных государств, и обеспечит возможность обращения заявителя за предоставлением государственной услуги независимо от его места жительства или юридического адреса.
Кроме того, при реализации проекта постановления отпадает необходимость личного посещения заявителем компетентного органа.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие постановления не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального и региональных бюджетов и будет осуществляться в пределах выделенного финансирования, предусмотренного для реализации установленных действующим законодательством полномочий федеральных государственных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.