Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне"
(подготовлен МЧС России 17.02.2021 г.)
Проект федерального закона ""О гражданской обороне" и статью 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 144 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год в целях установления единого порядка организации создания систем оповещения населения.
Одной из задач гражданской обороны согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" является оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Однако единый порядок организации создания систем оповещения населения до настоящего времени не установлен действующими нормативными правовыми актами. В связи с изложенным законопроектом предлагается установить компетенцию Правительства Российской Федерации по определению соответствующего порядка.
Следует также отметить, что постановление Совета министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", определяющее создание и функционирование локальных систем оповещения является устаревшим, не соответствует законодательству и требует переработки.
В целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696, в части выполнения задачи по завершению реконструкции систем оповещения и информирования населения законопроектом уточняются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В настоящее время данная работа указанными органами уже реализуется в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р. Вместе с тем, учитывая значимость данного вопроса и в целях проведения на постоянной основе указанных мероприятий, предлагается законодательно закрепить указанные полномочия.
В целях унификации понятий в сфере оповещения населения законопроектом вводятся дефиниции "оповещение населения" и "система оповещения населения". Вместе с тем в целях исключения разночтения соответствующие изменения юридико-технического характера вносятся в статью 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части корректировки определения оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, по тексту законопроекта вводится ряд юридико-технических изменений в целях приведения в соответствие существующему понятийному аппарату.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить согласованные и эффективные действия органов государственной власти, местного самоуправления, а также организаций, направленные на своевременное создание систем оповещения населения, а также оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, законопроект размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 20.01.2021 по 02.02.2021 для прохождения процедуры уведомления.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий после принятия.
Реализация законопроекта отрицательным образом не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.