Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.02.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2010, N 21, ст. 2524; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7043, 7061; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 19, ст. 2309; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036, 4081; 2014, N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3370; N 48, ст. 6638, 6659; 2015, N 1, ст. 61; N 10, ст. 1426; N 27, ст. 3951, 3990, 3993; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 53, ст. 8454; 2019, N 31, ст. 4416; 2020, N 31, ст. 5027) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 8 дополнить подпунктом 15 следующего содержания:
"15) высококвалифицированному специалисту, осуществляющему не менее трех лет трудовую деятельность в Российской Федерации в этом качестве, и членам его семьи при условии, что данный высококвалифицированный специалист и члены его семьи проживают в Российской Федерации по виду на жительство, полученному в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении такого высококвалифицированного специалиста работодателем должны быть начислены и уплачены суммы налога на доходы физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.";
2) в статье 13.2:
а) в подпункте 3 пункта 1 слова "ста шестидесяти семи" заменить словами "двухсот пятидесяти";
б) в подпункте 2 пункта 6 после слов "работ (оказание услуг)" добавить слова "либо их копии, заверенные работодателем или заказчиком работ (услуг)";
в) пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:
"Виза высококвалифицированного специалиста аннулируется в случае, если иностранный гражданин не обратился за получением разрешения на работу в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган по истечении тридцати рабочих дней со дня оформления разрешения на работу.";
г) предложение третье пункта 12 изложить в следующей редакции:
"В случае если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности в обособленных подразделениях организации, филиалах или представительствах юридического лица или у взаимозависимых лиц, за исключением физических лиц, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.";
д) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом. Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документов, подтверждающих отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданных по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Указанные документы и сертификат выдаются медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.";
е) дополнить пунктом 15.1 следующего содержания:
"15.1. Разрешения на работу, не востребованные (не выданные) в течение тридцати рабочих дней со дня их оформления, подлежат уничтожению.";
ж) пункт 17 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) документы, подтверждающие отсутствие у высококвалифицированного специалиста заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у высококвалифицированного специалиста заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).";
з) пункт 26 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
"3) не представил либо представил в налоговые органы по истечении шести месяцев поддельные или подложные сведения о суммах налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом в отношении высококвалифицированных специалистов.";
и) в пункте 26.1 слова "подпунктах 1 и 2 пункта 26" заменить словами "подпунктах 1 - 3 пункта 26".
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622, и плана мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р (пункт 6), в целях совершенствования законодательства, регулирующего порядок привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов (ВКС) и закрепления в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные российской экономикой.
В среднесрочной перспективе российская экономика будет функционировать в условиях сокращения численности населения в наиболее активных трудоспособных возрастах (20-39 лет) и сохранения естественной убыли населения. Миграция останется одним из важных факторов стабилизации и роста численности населения.
При этом Российская Федерация продолжает оставаться донором высококвалифицированной рабочей силы для экономически развитых стран. Миграционные потоки, идущие в Российскую Федерацию, не в полной мере способны восполнить потребности экономики в квалифицированных и высококвалифицированных работниках.
Неблагоприятные демографические тенденции и изменение структурных потребностей в рабочей силе под влиянием новых технологий и современных стандартов организации производства в перспективе будут обуславливать усиление качественного и количественного дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и стимулировать развитие и внедрение новых механизмов для восполнения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах как за счет собственных ресурсов, так и за счет привлечения отдельных категорий иностранных граждан в Российскую Федерацию, в том числе на постоянной основе.
Кроме того, создание дополнительных благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Российской Федерации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, обуславливает необходимость совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации в части привлечения в страну иностранных специалистов высокой квалификации и закрепления их на постоянной основе.
В Российской Федерации созданы условия для привлечения и осуществления трудовой деятельности ВКС с целью обеспечения потребностей в иностранной рабочей силе работодателей, осуществляющих деятельность в Российской Федерации. При этом с учетом современных реалий, международного опыта привлечения специалистов высокой квалификации, расширения возможностей для закрепления ВКС на постоянное проживание в Российской Федерации, снижения рисков злоупотребления работодателями преференциального режима ВКС необходимо совершенствовать порядок привлечения ВКС.
В связи с этим законопроект предусматривает:
- предоставление права получения бессрочного вида на жительство для ВКС и членам его семьи (без привязки к периоду осуществления трудовой деятельности) в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации в качестве ВКС, оформившего вид на жительство, не менее трех лет, и осуществления работодателем начисления и уплаты в этот период суммы налога на доходы физических лиц в отношении ВКС;
- пересмотр размера минимального порога ежемесячной заработной платы (вознаграждения) в сторону увеличения как критерия статуса ВКС со 167 тыс. до 250 тыс. рублей в месяц;
- установление права работодателю или заказчику работу (услуг) представления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный на то территориальный орган копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с ВКС, заверенной работодателем или заказчиком работ (услуг), для выдачи ВКС разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
- определение в качестве основания аннулирования визы и уничтожения оформленных разрешений на работу ВКС случаев, если иностранный гражданин не обратился за получением разрешения на работу в МВД России по истечении 30 рабочих дней со дня его оформления;
- сохранение возможности оформления разрешения на работу ВКС для осуществления трудовой деятельности в нескольких субъектах Российской Федерации в случае, если ВКС осуществляет трудовую деятельность в обособленных подразделениях организации, филиалах или представительствах юридического лица или у взаимозависимых лиц, за исключением физических лиц, расположенных в данных субъектах Российской Федерации;
- введение обязанности ВКС при получении разрешения на работу либо для продления его срока действия предоставлять документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
- введение дополнительного основания по установлению работодателям запрета на привлечение ВКС в течение 2-х лет - непредставление либо представление в налоговые органы по истечении шести месяцев поддельных или подложных сведений о суммах налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом в отношении ВКС.
В целях привлечения на постоянное место жительство в Российскую Федерацию наиболее востребованных российской экономикой иностранных граждан и создания дополнительных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности законопроектом предлагается предоставить право оформления бессрочного вида на жительство для ВКС и членам его семьи в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации в качестве ВКС, имеющего вид на жительство, не менее 3-х лет (без привязки к периоду осуществления трудовой деятельности) и осуществления работодателем начисления и уплаты в этот период суммы налога на доходы физических лиц в отношении ВКС.
С учетом того, что ВКС, получая бессрочный вид на жительство и переходя в категорию постоянно проживающих, будет иметь возможность не оформлять разрешение на работу и тем самым не оформлять статус ВКС, данное положение законопроекта также направлено как на снижение издержек работодателей по привлечению ВКС (затраты на оформление медицинского договора (полиса), оформление и переоформление разрешения на работу и т.д.), так и на увеличение качественного прироста населения Российской Федерации за счет лиц активного трудоспособного возраста, обладающих высокими квалификационными характеристиками, что наиболее важно в условиях нарастания естественной убыли населения и сокращения численности населения Российской Федерации, и предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474, в котором обозначены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, в том числе сохранение населения, здоровье и благополучие людей путем обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) ВКС признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) по общему порядку в размере не менее 167 тыс. рублей из расчета за один календарный месяц (2 млн. рублей в год).
Законопроектом предлагается увеличение заработной платы (вознаграждения) ВКС до уровня 250 тыс. рублей.
При определении указанного уровня ежемесячной заработной платы ВКС принималось во-внимание следующее:
- с 2010 года уровень заработной платы ВКС не пересматривался и по действующему курсу ЦБ (73,28 рублей по состоянию на 06.08.2020) составляет 2 280 долларов США;
- соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства" (заключено в г. Рамбуйе 27.11.2009) установлен размер заработной платы для ВКС - не менее 3200 евро в месяц.
Учитывая изложенное, представляется обоснованным предлагаемое законопроектом повышение уровня заработной платы (вознаграждения) ВКС как основного критерия оценки данных специалистов, выравнивая с международным соглашением.
При этом данное увеличение не станет значительной нагрузкой для работодателей с учетом представленных ФНС России данных об удержанных и (или) перечисленных налогах на доходы физических лиц в отношении ВКС, согласно которым размер дохода ВКС в 2018 году не был ниже 600 тыс. рублей (определен путем деления общей суммы выплаченного ВКС (не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации) дохода по кодам дохода, связанным с осуществлением трудовой деятельности, на количество месяцев получения таких доходов).
В целях исполнения решений, принятых на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука, состоявшегося 12 октября 2020 г. (протокол от 12 октября 2020 г. N АО-П35-15пр), в законопроекте установлена норма, предусматривающая право работодателя или заказчика работ (услуг) предоставления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный на то территориальный орган копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с ВКС, заверенной работодателем или заказчиком работ (услуг) для выдачи ВКС разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, направленная на снижение издержек работодателей при привлечении ВКС.
На исключение случаев незаконного нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации, оформивших, но не обратившихся за получением разрешения на работу в качестве ВКС, законопроектом предусматривается установление основания аннулирования визы и уничтожение оформленного разрешения на работу ВКС в случае, если иностранный гражданин не обратился за получением разрешением на работу в МВД России по истечении 30 рабочих дней со дня его оформления.
Также на снижение рисков использования недобросовестными работодателями преференциального режима привлечения ВКС направлено положение законопроекта по установлению требования оформления разрешения на работу ВКС для осуществления трудовой деятельности в нескольких субъектах Российской Федерации в случае, если ВКС осуществляет трудовую деятельность в обособленных подразделениях организаций, филиалах или представительствах юридического лица, или у взаимозависимых лиц, за исключением физических лиц, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.
Статьей 55 частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ установлены понятия представительства и филиала юридического лица. Налоговым кодеком Российской Федерации (часть первая) определено понятие "обособленное подразделение организации" (статья 11) и установлены критерии взаимозависимых лиц (статья 105.1).
Положение законопроекта о введении обязанности ВКС при получении разрешения на работу либо для продления его срока действия предоставлять документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у ВКС заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), направлено на предупреждение распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и сохранение стабильной санэпидемиологической ситуации в Российской Федерации.
При введении данной нормы принималось внимание, что сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции ВКС предоставляет только для получения визы (постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335), тогда как ВКС из числа граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не предоставляет медицинских справок. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Также следует отметить, что пунктом 10 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что решение об отказе в выдаче ВКС разрешения на работу, об аннулировании его разрешения на работу или об отказе в выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности принимается в том числе в случае, если иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
В этой связи возложение обязанности на ВКС по предоставлению документов, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), представляется обоснованным.
Нормы законопроекта по введению дополнительного основания по установлению работодателям запрета на привлечение ВКС в течение 2-х лет - непредставление либо представление в налоговые органы по истечении шести месяцев поддельных или подложных сведений о суммах налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом в отношении ВКС направлены на повышение ответственности работодателей за соблюдением установленного порядка привлечения ВКС.
Предлагаемое положение законопроекта обусловлено уже существующей обязанностью работодателя ежеквартально представлять в налоговые органы сведения о суммах налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ.
Для реализации данной нормы необходимо внесение изменения в приказ ФНС России от 14 октября 2015 г. N ММВ-7-11/450@в части введения дополнительного требования в разделе 1. "Обобщенные показатели" формы "6-НДФЛ" в части выделения в представляемой информации агрегированных сведений о количестве физических лиц, являющихся ВКС, полученном доходе и сумме удержанного налога за ВКС.
Данные изменения были одобрены на совещании 5 ноября 2020 г. представителями МВД России, Минэкономразвития России, Минтруда России, Минфина России и ФНС России, проведенного во исполнение пункта 6 протокола совещания по вопросу оптимизации процесса привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов в Российскую Федерацию под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука от 29 октября 2020 г. N АО-П35-20пр, включены в доклад в Правительство Российской Федерации, подготовленный МВД России во исполнение указанного выше поручения, и поддержаны на совещании 1 декабря 2020 г. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчуком (протокол от 1 декабря 2020 г. N АО-П35-28пр).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союз от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребует:
1. Внесения изменений в приказ ФНС России от 14 октября 2015 г. N ММВ-7-11/450@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа ФНС России, - ФНС России.
Срок подготовки проекта приказа ФНС России - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
2. Внесения изменений в приказ МВД России от 1 августа 2020 г. N 541 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа МВД России, - МВД России.
Срок подготовки проекта приказа МВД России - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
3. Внесения изменений в приказ МВД России от 11 июня 2020 г. N 417 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа МВД России, - МВД России.
Срок подготовки проекта приказа МВД России - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.