Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления дополнительных механизмов деофшоризации в сфере закупок"
(подготовлен Минфином России 19.02.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления дополнительных механизмов деофшоризации в сфере закупок" (далее соответственно - Законопроект, Закон N 44-ФЗ) разработан во исполнение подпункта "з" пункта 15 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378 (далее - Национальный план), предусматривающего установление запрета на осуществление закупок у поставщиков (подрядчиков, исполнителей),учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в офшорных зонах.
Участие в закупках юридических лиц, имеющих в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорные компании, а также выгодоприобретателей, являющихся офшорной компанией, содержит риски сокрытия доходов российских организаций, принадлежащих офшорным компаниям, "отмывания" денежных средств, а также влечет невозможность прослеживаемости уплаты налогов.
Законопроект в целях исключения указанных рисков вводит дополнительные механизмы деофшоризации, устанавливающие в качестве единого требования к участникам закупки требование об отсутствии в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также об отсутствии выгодоприобретателей, являющихся офшорной компанией.
При этом предусматриваются положения о включении в заявку на участие в закупке декларации о соответствии участника закупки вышеуказанному проектируемому требованию.
Следует отметить, что выявление несоблюдения проектируемого требования согласно действующим положениям Закона N 44-ФЗ влечет отклонение заявки участника закупки, а также обязательное расторжение заключенного контракта.
Вступление в силу проектируемых положений будет осуществляться в соответствии с частью 5 статьи 2 Закона N 44-ФЗ.
В Законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Учитывая, что Законопроект разрабатывается во исполнение Национального плана, проведение анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не осуществляется.
Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.