Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 932 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.02.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 932 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 8 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 1723-р.
Основной целью законопроекта является законодательное закрепление возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет риск гражданской ответственности членов органов управления, а также иных лиц.
В настоящее время все чаще члены органов управления лица привлекаются судами к ответственности за причинение обществу убытков (статья 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Должностные лица компаний несут значительные риски, связанные с выполнением своих обязанностей и при этом не имеют достаточной защиты. Принимая во внимание международный опыт, возможность страхования риска ответственности таких лиц могла бы стать одним из инструментов улучшения делового климата для комфортного ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и соответствия лучшим зарубежным практикам.
Действующая редакция статьи 932 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации содержит ограничение относительно того, кто может выступать в качестве страхователя. Предусматривается, что страховать риск ответственности за нарушение договора может исключительно сам страхователь. Такой подход в текущей ситуации не позволяет хозяйственным обществам выступать страхователями по договору имущественного страхования риска гражданской ответственности членов своих органов управления, а также иных лиц. Другими словами, только сам член органа управления хозяйственного общества или иное лицо самостоятельно вправе заключить такой договор, что с учетом достаточно высокой стоимости договора страхования делает его использование недоступным для большинства указанных лиц.
Положения, содержащие более детальное регулирование имущественного страхования риска гражданской ответственности членов органов управления, а также иных лиц вводятся отдельным законопроектом в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Законопроект разработан с учетом правоприменительной практики привлечения к ответственности членов органов управления, а также иных лиц и позволит установить специальное регулирование договор имущественного страхования риска гражданской ответственности членов органов управления хозяйственных обществ, а также иных лиц из общих правил.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Положительные социально-экономические последствия принятия решений, предусмотренных законопроектом, заключаются в создании правового механизма, позволяющего хозяйственным обществам за свой счет заключать договора имущественного страхования риска гражданской ответственности членов органов управления, а также иных лиц.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Введение или отмена налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства не потребуются.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют сведения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.