Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части законодательного закрепления возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет имущественную ответственность членов органов управления, а также иных лиц"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.02.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части законодательного закрепления возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет имущественную ответственность членов органов управления, а также иных лиц" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 8 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 1723-р.
Основной целью законопроекта является более детальное регулирование имущественного страхования риска гражданской ответственности членов органов управления хозяйственных обществ, а также иных лиц.
Страхование членов органов управления, а также иных лиц, довольно популярно во многих зарубежных правопорядках. Однако в Российской Федерации такое страхование нельзя признать распространенной практикой. В действительности возникает ряд проблем, препятствующих развитию страхования ответственности органов управления, а также иных лиц в России. Часть из них, принимая во внимание правоприменительную практику, связанны с неясностью правовой квалификации соответствующего договора страхования.
Учитывая сложившуюся правоприменительную практику подготовлены два проекта федеральных законов, создающих возможность имущественного страхования риска гражданской ответственности членов органов управления хозяйственных обществ, а также иных лиц.
Первым является проект федерального закона "О внесении изменений в статью 932 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", который исключает договор имущественного страхования риска гражданской ответственности членов органов управления хозяйственных обществ, а также иных лиц из общих правил страхования, что должно позволить хозяйственному обществу за свой счет выступать страхователем своих органов управления, а также иных лиц.
Второй - это законопроект, разработанный в развитие вносимых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и касающийся более детального регулирования имущественного страхования риска гражданской ответственности органов управления юридических лиц, а также иных лиц на уровне специальных законов - Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Законопроектом закрепляются нормы, которые прямо предусматривают право хозяйственного общества заключить договор имущественного страхования риска гражданской ответственности членов органов управления такого хозяйственного общества, а также иных лиц по обязательствам, возникающим вследствие причинения убытков самому обществу или третьим лицам.
Законопроектом уточняется, что положения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, предусмотренные статьями 81 Закона N 208-ФЗ и 45 Закона N 14-ФЗ не распространяются на договоры имущественного страхования гражданской ответственности.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемые за счет федерального бюджета. Введение или отмена налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства не потребуется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют сведения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.