Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 25.02.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13 января 2021 г. N ММ-П4-132.
Счетной палатой Российской Федерации по результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, предусмотренных на применение института присяжных заседателей и обеспечение аудиопротоколирования судебных заседаний в районных судах и гарнизонных военных судах в 2017 - 2019 годах" установлено длительное (от 1 до 5 месяцев) перечисление присяжным заседателям компенсационных вознаграждений.
На основании статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О присяжных заседателях") за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
Порядок выплаты компенсационного вознаграждения, в том числе срок, законодательством Российской Федерации не установлены.
При этом нормы Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность работодателя сохранять за работником на период исполнения обязанностей присяжного заседателя его заработок, возлагая обязанность по обеспечению работника соответствующей компенсацией на государственные органы.
Таким образом, компенсационное вознаграждение, с одной стороны, является гарантией независимости присяжного заседателя во время исполнения своих обязанностей, а с другой - призвано возмещать работнику, исполняющему такие обязанности, соответствующие финансовые потери.
При таких обстоятельствах неоправданно длительный период производства выплат присяжным заседателям, являющихся по своей юридической природе производными от оплаты труда, может повлечь за собой существенное нарушение права этих граждан на получение справедливого вознаграждения за труд, установленного частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести в статью 11 Федерального закона "О присяжных заседателях" изменение, в соответствии с которым порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Аналогичным образом урегулирован порядок оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей (постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 504 "Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей").
Принятие предлагаемого законопроектом изменения позволит повысить гарантии материального обеспечения присяжных заседателей при осуществлении правосудия по уголовным делам и упорядочить процедуру выплаты им компенсационного вознаграждения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.