Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части регулирования вопросов радиосвязи на море"
(подготовлен Минтрансом России 01.03.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части регулирования вопросов радиосвязи на море" разработан в целях усовершенствования регулирования вопросов радиосвязи на море в Российской Федерации.
В настоящее время порядок осуществления радиосвязи на море регулируется международными договорами Российской Федерации (в частности Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, правилами и рекомендациями Международного союза электросвязи (далее - МСЭ), содержащимися в Регламенте радиосвязи и Руководстве по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы, издаваемых МСЭ (далее - Регламент и Руководство), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 813 "О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - Постановление 813), а также изданными в соответствии с пунктом 1 Постановления 813 Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации, утвержденными совместным приказом Минтранса России N 137, Минсвязи России N 190, Госкомрыболовства России N 291 от 4 ноября 2000 г. (далее - Правила радиосвязи на море).
Регулирование, предусмотренное Правилами радиосвязи на море, в значительной степени устарело и требует обновления.
При этом издание нового совместного приказа Минтранса России, Минсвязи России, Госкомрыболовства России практически невозможно в связи со значительным реформированием федеральных органов исполнительной власти, произошедшим за период с 2000 года по настоящее время.
Российская Федерация является государством-участником Конвенции о Международной морской организации (далее - Конвенция ИМО). В соответствии с пунктом "а" части I Конвенции ИМО целью Международной морской организации (далее - ИМО) в том числе является обеспечение механизма для сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и мероприятий, относящихся ко всякого рода техническим вопросам, затрагивающим международное торговое судоходство: поощрение и содействие принятию всеми странами самых высоких практически возможных норм в вопросах, касающихся безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов морской среды и борьбы с ним.
В соответствии с пунктом "b" части II Конвенции ИМО для достижения своих целей ИМО обеспечивает разработку проектов конвенций, соглашений или других соответствующих документов, рекомендует их правительствам и межправительственным организациям и созывает такие совещания, какие могут явиться необходимыми.
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - СОЛАС-74) заключена членами ИМО с целью усиления охраны человеческой жизни на море установлением, с общего согласия, единообразных принципов и правил, направленных на достижение этой цели.
Глава IV приложения к СОЛАС-74 регламентирует вопросы радиосвязи на море, в том числе устанавливает требования к радиооборудованию морских судов в зависимости от их районов плавания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 КТМ Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. В частности в соответствии с пунктом 1 статьи 3 КТМ правила, установленные Кодексом, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом, а также на суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
Так как требования по радиосвязи на море с учетом ранее изложенного относятся к торговому мореплаванию, положение о наделении федеральных органов исполнительной власти полномочиями, связанными с утверждением правил радиосвязи на море, относятся к регулированию, предусмотренному КТМ.
Аналогичное регулирование для судов внутреннего плавания установлено пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в который предусматривает, что безопасность судоходства обеспечивается в том числе в соответствии с правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
КТМ вопрос издания правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы в настоящее время не регулирует.
Пункт 1 статьи 1 проекта федерального закона предусматривает наделение федерального органа исполнительной власти в области транспорта полномочиями по утверждению правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи.
Имеющаяся редакция статьи 21 КТМ предусматривает, что порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции устанавливается уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.
При этом в Российской Федерации отсутствует уполномоченная организация в области электрорадионавигации и спутниковой связи, а также отсутствуют правовые процедуры, которые позволили бы наделить какую-либо организацию указанными полномочиями.
Присвоение идентификационных номеров судовым радиостанциям спутниковой связи осуществляют лицензированные операторы спутниковой связи, а присвоение номеров избирательного вызова судовым радиостанциям осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области связи.
Пункт 2 статьи 1 проекта федерального закона предусматривает внесение соответствующих изменений в КТМ, в части уточнения формулировки статьи 21 КТМ и наделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи (Минцифры России) полномочиями по утверждению порядка присвоения позывного сигнала судовой станции и номера избирательного вызова судовой станции, а также, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Минтранс России), порядка присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемые проектом федерального закона решения относятся к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.