Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении типового положения о больнице районной, в том числе центральной"
(подготовлен Минздравом России 05.03.2021 г.)
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 22, ст. 2675) приказываю:
утвердить прилагаемое типовое положение о больнице районной, в том числе центральной.
Министр |
М. А. Мурашко |
Утверждено
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от "___" _________ 2021 г. N _____
Типовое положение о больнице районной, в том числе центральной
1. Настоящее Типовое положение о больнице районной, в том числе центральной (далее - РБ/ЦРБ), с рекомендуемой численностью обслуживаемого населения от 10 до 200 тыс. человек.
2. РБ/ЦРБ является самостоятельной медицинской организацией и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
3. На должность главного врача РБ/ЦРБ назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273) (далее - Квалификационные требования к работникам с высшим образованием), по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" и (или) требованиям профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N 768н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2017 г., регистрационный N 49047).
4. На должность врача РБ/ЦРБ назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам с высшим образованием по профилю медицинской помощи.
5. На должность специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием назначаются медицинские работники со средним профессиональным образованием, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).
6. При наличии в субъекте муниципальных образований с численностью населения менее 10 000 тыс. человек РБ/ЦРБ может быть организована с учетом удаленности населенных пунктов от медицинских организаций для оказания первичной специализированной, специализированной медицинской помощи.
7. Штатная численность, плановая мощность поликлиники, количество коек в стационарных отделениях, оснащение РБ/ЦРБ определяются руководителем РБ/ЦРБ, исходя из объема оказания медицинской помощи (потребности населения), с учетом рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения, установленных порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения диагностических исследований, положениями об оказании медицинской помощи по соответствующим видам медицинской помощи, порядками проведения медицинских осмотров, а также удаленности РБ/ЦРБ от медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь более высокого уровня. По решению органа государственной власти субъекта российской Федерации в сфере охраны здоровья, исходя из территориальных особенностей, в РБ/ЦРБ могут быть созданы межрайонные отделения (центры) второго уровня для оказания специализированной медицинской помощи.
8. Для организации работы РБ/ЦРБ в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:
- в больнице районной, в том числе центральной, с численностью обслуживаемого населения от 10 000 до 30 000 человек* с мощностью до 75 коек:
поликлиника;
терапевтическое отделение с педиатрическими соматическими койками;
хирургическое отделение с койками реанимации и гинекологическими койками для оказания ургентной помощи в т.ч. детям, при удаленности ближайшего медицинской организации, в структуре которой имеется гинекологическое отделение, более 100 км и временем доставки пациентов более 60 мин. и койками хирургическими для детей;
инфекционное отделение;
отделение (койки) реанимации (интенсивной терапии);
отделение сестринского ухода;
ургентный родильный зал с койками для беременных и рожениц;
приемное отделение с койками скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания и койками скорой медицинской помощи суточного пребывания;
(*в больнице районной, в том числе центральной с численностью обслуживаемого населения менее 10 000 человек могут быть предусмотрены данные отделения (койки) исходя из объема оказания медицинской помощи).
- в больнице районной, в том числе центральной, с численностью обслуживаемого населения от 30 000 до 50 000 человек с мощностью 80 коек от 80 до 130 коек:
поликлиника, в том числе детская;
терапевтическое отделение с кардиологическими койками при удаленности ближайшего кардиологического отделения более 100 км и временем доставки пациента более 60 мин.;
хирургическое отделение с койками реанимации и гинекологическими койками для оказания ургентной помощи в т.ч. детям при удаленности ближайшего гинекологического стационара более 100 км и временем доставки пациентов более 60 мин. и койками хирургическими для детей;
педиатрическое отделение;
неврологическое;
родильное отделение;
инфекционное отделение для взрослых и детей;
первичный онкологический кабинет;
отделение сестринского ухода;
приемное отделение с койками скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания и койками скорой медицинской помощи суточного пребывания.
- в больнице районной, в том числе центральной, с численностью обслуживаемого населения от 50 000 до 100 000 человек с мощностью от 180 до 300 коек:
поликлиника, в том числе детская и стоматологическая;
терапевтическое отделение;
педиатрическое отделение;
хирургическое отделение с койками хирургическими для детей;
отделение анестезиологии и реанимации для взрослого населения;
гинекологическое отделение;
родильное отделение с койками патологии беременности;
инфекционное отделение для взрослых;
инфекционное отделение для детей;
отделение травматологии и ортопедии;
кардиологическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии;
неврологическое;
центр амбулаторной онкологической помощи;
рентгеновское отделение, включающее: кабинет общей рентгенодиагностики, кабинет рентгеновской маммографический;
отделение (кабинет) ультразвуковой диагностики;
отделение (кабинет) функциональной диагностики;
клинико-диагностическая лаборатория (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике);
отделение сестринского ухода;
приемное отделение с койками скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания и койками скорой медицинской помощи суточного пребывания.
- в больнице районной, в том числе центральной (межрайонной больнице), с численностью обслуживаемого населения от 100 000 до 200 000 человек с мощностью 400 коек и более:
поликлиника;
терапевтическое отделение;
педиатрическое отделение;
хирургическое отделение с койками хирургическими для детей;
отделение анестезиологии и реанимации для взрослого населения;
гинекологическое отделение;
родильный дом (отделение);
инфекционное отделение для взрослых;
инфекционное отделение для детей;
офтальмологическое отделение;
оториноларингологическое отделение;
урологическое отделение;
кардиологическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии;
кардиологическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии для больных с острым коронарным синдромом (первичное сосудистое отделение);
неврологическое отделение;
неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение);
центр амбулаторной онкологической помощи;
отделение травматологии и ортопедии;
рентгеновское отделение, включающее: кабинет общей рентгенодиагностики, кабинет рентгеновской маммографический;
отделение (кабинет) ультразвуковой диагностики;
отделение (кабинет) функциональной диагностики;
клинико-диагностическая лаборатория (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике);
кабинет рентгеновской компьютерной томографии;
эндоскопическое отделение (кабинет) для проведения бронхоскопии, исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта, исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта;
стационарное отделение скорой медицинской помощи;
отделение паллиативной медицинской помощи взрослым/детям и отделение сестринского ухода;
отделение медицинской реабилитации;
отделение скорой медицинской помощи.
В структуре РБ/ЦРБ вне зависимости от численности обслуживаемого населения создаются аптека, пищеблок, лабораторное отделение, патологоанатомическое отделение, организуются стационары дневного пребывания, в том числе стационары на дому, организационно-методический отдел. РБ/ЦРБ могут иметь фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские здравпункты, амбулатории, в том числе врачебные, здравпункты, в том числе мобильные.
На базе РБ/ЦРБ, у которых численность обслуживаемого населения не превышает 100 000 человек, может организовываться травмоцентр третьего уровня, являющийся травмоцентром наиболее низкого уровня, в который входят объединенные на функциональной основе хирургическое отделение, отделение реанимации и интенсивной терапии с противошоковой палатой.
На базе РБ/ЦРБ, у которых численность обслуживаемого населения от 100 000 до 200 000 человек с мощностью 400 коек и более может организовываться травмоцентр второго уровня, в который входят объединенные на функциональной основе структурные подразделения, перечисленные в пункте 11 Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 927н.
В межрайонных больницах создается организационно-методическое отделение, осуществляющее следующие функции:
координирует работу по организации оказания медицинской помощи на территории района субъекта Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) (далее - район);
при поступлении соответствующего запроса осуществляет консультативную помощь руководителям и медицинским работникам медицинских организаций, расположенных на территории района, по вопросам организации работы медицинских организаций;
изучает, обобщает и анализирует состояние охраны здоровья граждан, проживающих в районе;
разрабатывает предложения по устранению имеющихся недостатков в работе медицинских организаций района;
координирует организационно-методическую работу в медицинских организациях района;
9. Основными функциями РБ/ЦРБ являются:
оказание скорой, первичной, специализированной, паллиативной медицинской помощи; проведение профилактических и иных видов медицинских осмотров;
оказание консультативной и организационно-методической помощи врачам других медицинских организаций, расположенным на территории района субъекта Российской Федерации, по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов;
оказание методической помощи медицинским организациям, расположенным на территории района, участвующим в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе путем проведения консультаций с применением телемедицинских технологий медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь, и (или) участия в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий;
профилактика здорового образа жизни;
проведение первичного патронажа новорожденных;
организация и/или проведение скрининговых (неонатальный, аудиологический скрининг) исследований у детей;
организация и/или проведение скрининговых исследований у женщин (пренатальный, цервикальный), маммологический (маммография, ультразвуковое исследование молочных желез) скрининг);
проведение с пациентами и медицинскими работниками информационно-коммуникативных мероприятий по вопросам инфекционных заболеваний, применения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики, а также по вопросам о преимуществе иммунопрофилактики инфекционных болезней;
проведение мероприятий по медицинской реабилитации;
организация диагностической и лечебной работы на дому;
организация выполнения индивидуальных программ по медицинской реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
экспертиза временной нетрудоспособности;
диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями, с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
при отсутствии эффекта от проводимого в РБ/ЦРБ лечения и при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям направление пациента в специализированную медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях;
организационно-методическое сопровождение медицинских организаций, расположенных на территории района;
установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями, по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленном порядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;
осуществление врачебных консультаций;
профилактика и раннее выявление (скрининг) хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, факторов риска их развития, включающих повышенный уровень артериального давления, гиперхолестеринемию, повышенный уровень глюкозы в крови натощак, курение табака, риск пагубного потребления алкоголя, нерациональное питание, низкую физическую активность, избыточную массу тела или ожирение, а также риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, употребления наркотических веществ, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;
проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение граждан необходимыми информационными материалами профилактической направленности, динамическое наблюдение за лицами, имеющими факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, направление лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания, а также высоким и очень высоким риском по шкале SCORE на консультацию к врачу по медицинской профилактике для проведения профилактического консультирования;
ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;
осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи;
10. Работа РБ/ЦРБ должна организовываться по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривать оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в выходные и праздничные дни в амбулаторных условиях, стационарных отделений - круглосуточно.
11. Для организации транспортировки пациентов, объезда прикрепленных территорий и оказания медицинской помощи на дому, в том числе профильными врачами-специалистами, рекомендуется оснастить РБ/ЦРБ транспортными средствами отечественного производства из расчета - 1 транспортное средство отечественного производства на 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (может быть скорректирован на участках с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий).
В целях повышения доступности медицинской помощи для сельских жителей и жителей отдаленных территорий РБ/ЦРБ могут оснащаться автобусом для перевозки пассажиров из рекомендуемого расчета на 15 тыс. прикрепленного населения (может быть скорректирован с учетом преимущественного проживания лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий).
При доставке пациентов более 60 минут при оказании медицинской помощи в экстренной форме возможно использование санитарной авиации, в том числе медицинских вертолетов.
12. В РБ/ЦРБ рекомендуется предусматривать условия для лиц с ограниченными физическими возможностями и современные планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания и снижение временных затрат пациентов, включая организацию открытой регистратуры с инфоматом, электронного табло с расписанием приема врачей, колл-центра, системы навигации, зоны комфортного пребывания в холлах и оснащение входа автоматическими дверями поликлиники; игровая зона для детей; места для кормления детей; колясочная.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.