Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи"
(подготовлен Роспотребнадзором 05.03.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи" (далее - проект постановления, проект) разработан во исполнение пункта 4 Плана мероприятий ("дорожная карта") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации от 29 мая 2019 года N 4714п-П36, поручения Заместителя председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 25 февраля 2021 года N ДГ-П36-2241.
В соответствии с вышеуказанными поручениями Правительства Российской Федерации Роспотребнадзору необходимо обеспечить внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов актов Правительства Российской Федерации, издаваемых взамен отмененных и включенных в планы-графики подготовки проектов нормативных правовых актов.
Проект постановления разработан на основе утрачивающих силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467*(1) с 1 сентября 2021 года Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 1342 (далее - Правила N 1342), с учетом складывающейся практики и общего вектора развития потребительского рынка соответствующих услуг, в том числе появлением новых способов заключения договора (например, дистанционным).
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 февраля 2019 года N Пр-294 (далее - Перечень поручений N Пр-294) введение в действие новых норм должно содержать актуализированные требования, разработанные с учетом современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
Разработанный проект постановления учитывает целеполагание подпункта "б" пункта 3 Перечня поручений N Пр-294 и содержит ряд актуализированных норм, направленных на обеспечение защиты и повышение гарантий прав потребителей услуг телефонной связи.
Так, проект постановления содержит новый раздел, касающийся порядка заключения договора дистанционным способом, разработанный на основе Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 ноября 2017 года N 27 "Об Общих подходах к проведению государствами - членами Евразийского экономического союза согласованной политики в сфере защиты прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) дистанционным способом", вводит понятие "тариф". Проект не содержит норм, дублирующих положения Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи".
Положения пункта 5 проекта Постановления направлены на обеспечение реализации норм статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", путем исключения возможности обусловливания оператором связи приобретения услуг телефонной связи необходимостью приобретения потребителем дополнительных услуг за плату как на стадии заключения договора, так и в период его действия. Исключение дополнительных услуг из тарифного плана не позволит оператору связи изменять их цену и условия предоставления в одностороннем порядке.
Проектом постановления (пунктами 10, 35) предлагается закрепить не право оператора связи, а обязанность своевременного доведения до абонента необходимой и достоверной информации, связанной с оказанием услуг связи в соответствии с договором.
В частности, предлагается закрепить обязанность оператора связи доводить необходимую и достоверную информацию, связанную с оказанием услуг связи в соответствии с договором не только посредством ее размещения на официальном сайте оператора связи, но и через информационно-справочную службу, личный кабинет, места работы с абонентами и иными способами дистанционного взаимодействия с абонентом.
Указанное позволит потребителю своевременно ознакомиться с необходимой информацией об услугах связи, поскольку последний в первую очередь войдет в Личный кабинет, прочитает короткое текстовое сообщение, направленное на его абонентское устройство, осуществит звонок в информационно-справочную службу, нежели ознакомится с подобной информацией на официальном сайте оператора связи. При этом, бремя доказывания факта своевременного доведения необходимой и полной информации, связанной с оказанием услуг связи в соответствии с договором предлагается возложить на оператора связи.
Пунктами 36, 57 Проекта постановления предлагается закрепить правила распределения бремени доказывания при рассмотрении споров о защите прав потребителей, предметом которых является подключение платных услуг без согласия потребителя, возложив его на оператора связи.
В виду указанного, предлагается предусмотреть возможность для абонента выразить согласие на подключение платных дополнительных услуг путем совершения абонентом исключительно активных действий, совершение которых в обязательном порядке должно быть отражено в детализации об оказанных услугах подвижной связи, формируемой оператором связи. Поскольку, вопреки доводам операторов связи и исходя из судебной практики*(2), совершение абонентом конклюдентных действий, путем осуществления USSD команд, переходов в Интернете по WAP-ссылкам на лендинговые страницы не отражается в детализации об оказанных услугах связи.
Проектом постановления предлагается разграничить понятия "тарифного плана" и "тарифа" в части предоставления оператору связи права устанавливать и изменять в одностороннем порядке тарифы на услуги связи. Поскольку, исходя из реалий действующей судебной практики*(3) следует, что суды отождествляют эти понятия.
Вместе с тем, указанное необходимо для того, чтобы исключить злоупотребление операторами связи права на одностороннее установление тарифов на услуги связи, в том числе их изменение, поскольку указанное право приводит к одностороннему изменению и иных существенных условий по договору об оказании услуг связи. Такие ситуации имеют место, когда под видом изменения тарифов на услуги связи, оператор связи изменяет тарифный план в целом, меняет его название, изменяет порядок, сроки и систему оплаты, исключает либо добавляет тот или иной перечень базовых и дополнительных услуг, изменяет технические характеристики услуги, единицу тарификации и другие существенные условия по договору без согласия потребителя.
В связи с этим, предлагается введение понятия "тариф" (пункт 2 Проекта), внесение изменения в пункт 37 Проекта постановления.
Проектом предлагается предусмотреть право абонента получить дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета) на безвозмездной основе, поскольку право потребителя на информацию предусмотрено Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" и его реализация не должна обременяться дополнительными расходами для потребителя*(4). В связи с этим, предлагается внесение изменений в подпункт "б" пункта 35 Проекта постановления.
Действующего законодательства оператор связи не обязан приостанавливать оказание услуг подвижной связи в международном роуминге при достижении нулевого баланса лицевого счета абонента пункт. Вместе с тем, указанное приводит к ситуациям, в которых потребителю выставляют огромные счета за услуги связи в международном роуминге*(5).
Единственным документом, отражающим сведения о денежных обязательствах абонента является счет, формируемый оборудованием оператора связи и используемым им для учета объема оказанных услуг связи, который может содержать недостоверную информацию о денежных обязательствах абонента за оказание услуг в роуминге*(6).
При этом, очевидно, что доказать те или иные обстоятельства потребителю крайне затруднительно, а порой и невозможно, поскольку единственным обладателем достоверной информации об оказанных услугах связи является сам оператор связи. В силу изложенного, с учетом судебной практики*(7), предлагается внесение изменений в подпункт "в" пункта 123 Проекта постановления.
В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Ответственность за нарушение указанных в проекте постановления обязательных требований предусмотрена действующей частью 1 статьи 14.5, статьей 14.8, статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года, и иным международным договорам, участником которых является Российская Федерация.
Принятие проекта постановления не потребует внесения изменений в отдельные подзаконные акты и не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения проекта постановления не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения проекта постановления не повлекут отрицательных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи"
Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи"
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи" не потребует не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
*(2) см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А21-8867/2019, постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А40-244548/18, постановление Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2019 по делу N А40-314142/18-33-3393
*(3) см. постановление Верховного суда Российской Федерации от 30.03.2015 по делу N 302-АД14-7348, постановление Третьего Арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А33-22651/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу N А-33-22995/2013
*(4) см. решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.01.2017 по делу N А33-26085/2016
*(5) см. Решение Ленинского районного суда г. Владимира от 22.02.2011 по делу N 2-78/2011
*(6) см. Постановление Третьего апелляционного суда от 12.08.2016 по делу N А33-2322/2016
*(7) См. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2017 по делу N 309-АД16-21018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.