Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и о мерах по ее последующей реализации"
(подготовлен Минтрансом России 15.03.2021 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и о мерах по ее последующей реализации" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта федерального закона "О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и о мерах по ее последующей реализации" не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
17 июля 2009 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 152-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 года в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 года" припортовыми участками Октябрьской (1,745 км) и Калининградской (2,84 км) железных дорог (от причалов паромных комплексов Усть-Луга и Балтийск до станций Лужская и Балтийск соответственно).
В целях упрощения оформления перевозок грузов и ожидаемого вследствие этого увеличения объемов перевозок в направлении Черноморского бассейна, 27 ноября 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 330-ФЗ "О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)", в соответствии с которым Российская Федерация распространила применение ЦИМ к сухопутному участку от железнодорожной станции Кавказ до порта Кавказ.
Подписание и реализация указанных законов позволили российским железным дорогам при перевозке грузов в международном сообщении с участием указанных участков производить переоформление накладной СМГС на накладную ЦИМ (и в обратном направлении) в месте смены транспортного права, поскольку переоформление накладных одного транспортного права на другое имеет право производить железная дорога, участвующая одновременно в обоих транспортных правах. Данное положение с правовой точки зрения закреплено в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Рассматриваемый законопроект подготовлен по итогам рассмотрения поступивших в Минтранс России обращений:
- ОАО "РЖД" о рассмотрении возможности инициирования процедуры по включению участков железнодорожной инфраструктуры от пограничной станции Мамоново до станции Дзержинская-Новая, от пограничной станции Железнодорожный до станции Черняховск и от пограничных станций Бусловская, Светогорск, Вяртсиля, Кивиярви до государственной границы с Финляндcкой Республикой в перечень железнодорожных линий ЦИМ;
- Правительства Калининградской области о включении участка железнодорожной инфраструктуры от станции Калининград-Сортировочный до порта Калининград в перечень железнодорожных линий ЦИМ.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Оптимизация процедур сопровождения при осуществлении перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении на указанных новых направлениях будет способствовать увеличению объемов железнодорожных перевозок на данных участках, развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышению конкурентоспособности транспортной системы России. Данные меры позволят обеспечить эффективное транспортное сообщение, в первую очередь между Россией и другими странами, повысить экономическую эффективность внешней торговли России за счет снижения транспортной составляющей в цене товара и обеспечения ее независимости от сопредельных стран.
Распространение действия положений Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) на обозначенные участки железнодорожной инфраструктуры направлено на упрощение порядка оформления перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении в целях увеличения объемов таких перевозок в направлении Балтийского бассейна, а также для дальнейшего развития новых направлений мультимодальных перевозок в направлении Европа - Китай с участием Калининградской железной дороги и портовой инфраструктуры региона.
В соответствии с Тарифным руководством N 4 книга N 1 протяженность участков составляет соответственно:
- от станции Мамоново (эксп.) (код 102806) до станции Дзержинская-Новая (код 102505) - 60 км;
- от станции Железнодорожный (эксп.) (код 101108) до станции Черняховск (код 100800) - 48 км;
- от станции Калининград-Сортировочный (эксп.) (код 100105) до порта Калининград - 3,777 км;
- от пограничной станции Бусловская (эксп.) (код 021401) до государственной границы с Финляндcкой Республикой (2,7км);
- от пограничной станции Светогорск (эксп.) (код 021901) до государственной границы с Финляндcкой Республикой (0,5 км);
- от пограничной станции Вяртсиля (эксп.) (код 024202) до государственной границы с Финляндcкой Республикой (1 км);
- от пограничной станции Кивиярви (эксп.) (код 028100) до государственной границы с Финляндcкой Республикой (3,7 км).
Применение ЦИМ к перевозкам по новым участкам от пограничной станции Мамоново до станции Дзержинская-Новая, от пограничной станции Железнодорожный до станции Черняховск и от станции Калининград-Сортировочный до порта Калининград не повлияет на изменение ежегодных взносов Российской Федерации как государства-члена Межправительственной организации по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), рассчитанного в соответствии со статьей 26 КОТИФ (письмо Генерального Секретаря ОТИФ господина В.Кюппера от 09.06.2020 N SAF-20140).
В плане оптимизации внутренних процедур по распространению действия Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) на новые участки железных дорог, учитывая в перспективе возможное расширение сферы применения Единых правовых предписаний к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ), в проекте федерального закона дополнительно предусмотрена норма о делегировании полномочий Правительству Российской Федерации по формулированию соответствующих заявлений о присоединении новых участков.
Проекты федерального закона "О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и о мерах по ее последующей реализации" и распоряжения Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Социально-экономическими последствиями в результате реализации положений законопроекта является выполнение следующих задач скоординированной (согласованной) транспортной политики, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года:
принятие согласованных мер по обеспечению общих преимуществ в сфере транспорта и реализации лучших практик;
интеграция транспортных систем государств-членов Евразийского экономического союза в мировую транспортную систему;
эффективное использование транзитного потенциала государств-членов Евразийского экономического союза;
повышение качества транспортных услуг;
формирование благоприятного инвестиционного климата.
Законопроект не связан с целями государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация законопроекта не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Реализация законопроекта не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация законопроекта:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проектах федерального закона "О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и о мерах по ее последующей реализации" и распоряжения Правительства Российской Федерации отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.