Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части формирования реестра сведений, содержащихся в отчетах об оценке объектов оценки"
(подготовлен Минэкономразвития России 15.03.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части формирования реестра сведений, содержащихся в отчетах об оценке объектов оценки" (далее - законопроект) разработан в рамках плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность" (пункт 21), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 1723-р, в целях повышения прозрачности оценочной деятельности в части подготовки отчетов об оценке объектов оценки (далее - отчет).
Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлена обязанность оценщиков представлять в саморегулируемую организацию (далее - СРО) оценщиков информацию о подписанных отчетах (при этом дата и номер отчета присваиваются самим оценщиком), хранить копии подписанных отчетов, а также документов, по которым проводилась оценка, в течение 3-х лет с даты составления отчета, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.
Также Законом об оценочной деятельности предусмотрена обязанность СРО оценщиков проводить в целях реализации функции контроля за соблюдением членами СРО оценщиков требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности плановые проверки, в рамках которых осуществляется проверка отчетов, подписанных членами СРО оценщиков. Однако такие проверки имеют выборочный характер. В результате не всегда могут быть выявлены факты подписания оценщиком отчетов в период приостановления права осуществления им оценочной деятельности либо после исключения его из СРО оценщиков.
Действующее законодательное регулирование оценочной деятельности не может противодействовать в полной мере пресечению фактов неправомерного подписания оценщиком отчета об оценке, а также случаев появления на рынке оценочных услуг более одного отчета с идентичными реквизитами.
В связи с этим законопроектом предлагается создание механизма регистрации отчетов в Реестре сведений, содержащихся в отчетах (далее соответственно - Реестр сведений об отчетах, сведения об отчете), создание, формирование и ведение которого обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - оператор Реестра сведений об отчетах).
При этом предусматривается, что итоговый документ, составленный по результатам определения стоимости объекта оценки (независимо от вида определенной стоимости), приобретает статус отчета об оценке только в том случае, если сведения о нем включены в Реестр сведений об отчетах.
Проектируемыми положениями законопроекта устанавливается, что внесение сведений об отчете в Реестр сведений об отчетах осуществляется оценщиком, подписавшим такой отчет, в случае проведения экспертизы отчета сведения о такой экспертизе вносятся в Реестр сведений об отчетах экспертом, подписавшим экспертизу отчета. При этом внесение сведений об отчете, экспертизе отчета, отчета в реестр сведений об отчетах осуществляется без взимания платы.
Создание Реестра сведений об отчетах направлено на достижение следующих результатов в регулировании оценочной деятельности:
- предотвращение возможности недобросовестных действий заинтересованных лиц с результатами оценки (внесение изменений в отчет сторонами договора и иными лицами) после фактического подписания отчета оценщиком;
- исключение обращения на рынке нескольких версий одного и того же отчета об оценке, возможности подписания отчета без ведома оценщика либо лицом, не имеющим права подписывать отчет об оценке, а также выявление фактов существенного расхождения стоимости одного и того же объекта, определяемой для различных целей;
- формирование информационной базы об объектах оценки для возможного дальнейшего проведения анализа;
- обеспечение возможности доступа к публичной части Реестра сведений об отчетах широкого круга лиц;
- обеспечение возможности проведения анализа осуществления деятельности оценочными организациями.
Создание Реестра сведений об отчетах позволит обеспечить более эффективный контроль за профессиональной деятельностью оценщиков, что в итоге приведет к существенному повышению прозрачности оценочной деятельности.
В Законе об оценочной деятельности предлагается установить основные принципы функционирования Реестра сведений об отчетах, в том числе перечень сведений, доступ к которым из Реестра сведений об отчетах будет обеспечиваться всем заинтересованным лицам с учетом предусмотренной законодательством Российской Федерации обязательности раскрытия информации об оценке в иных информационных ресурсах и фондах данных. При этом предусматривается, что порядок формирования перечня сведений, включаемых в Реестр сведений об отчетах об оценке, и формы их предоставления, порядок ведения и формирования Реестра сведений об отчетах, предусматривающий в том числе порядок внесения сведений в Реестр сведений об отчетах, порядок формирования номера отчета в Реестре сведений об отчетах, порядок предоставления содержащихся в нем сведений, устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Кроме того, законопроектом предусматривается наделение оператора Реестра сведений об отчетах полномочиями по осуществлению мониторинга информации, содержащейся в указанном Реестре.
Вступление в силу федерального закона предусмотрено по истечении триста шестидесяти дней со дня его официального опубликования, что обусловлено необходимостью создания Реестра сведений об отчетах об оценке.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.