Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
(подготовлен Росфинмониторингом 22.03.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект) предусматривает предоставление Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) по запросу в электронной форме.
Пунктами 2, 2.1 и 3.1 статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) установлена возможность получения уполномоченными органами власти и организациями сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния путем направления соответствующих запросов в ЕГР ЗАГС.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ предоставление указанных в пунктах 2, 2.1 и 3.1 данной статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы (ФНС России). В качестве единого способа предоставления сведений в электронной форме предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Вместе с тем изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, может осуществляться только посредством внесения изменений в Федеральный закон N 143-ФЗ (пункт 10 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и принятых на его основе нормативных правовых актов Росфинмониторинг является органом, ответственным за формирование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень). Формирование перечня включает в себя процедуры исключения из него сведений о физических лицах, в том числе на основании подпункта 7 пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (в связи со смертью физического лица), и внесения уточнений (корректировок) в сведения о физических лицах, включенных в перечень.
На основании пункта 2.4 статьи 6, пункта 10 статьи 7 и части третьей статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг осуществляет рассмотрение обращений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, о совершении операций с денежными средствами или иным имуществом с целью обеспечения жизнедеятельности членов семьи физического лица, включенного в перечень, и в случае признания таких операций необоснованными - вынесение постановления о приостановлении операций.
Межведомственным координационным органом, деятельность которого обеспечивается Росфинмониторингом, в рамках осуществления дополнительных мер противодействия финансированию терроризма может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица. При этом в целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, указанным органом принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей (статья 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.11.2015 N 562, межведомственная комиссия для решения возложенных на нее задач запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов и организаций, а также от компетентных органов иностранных государств, вносит изменения в ранее принятые решения или отменяет их.
Согласно пункту 2.5 статьи 6, пункту 7 статьи 7.5 и статьи 10.2 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг участвует в обеспечении рассмотрения в соответствующих международных организациях заявлений физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения, об отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) в целях обеспечения жизнедеятельности членов семьи физического лица, включенного в данные перечни.
Кроме того, Росфинмониторинг для исполнения положений части второй статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ и на основании нормативного правового акта, принятого в соответствии подпунктом 5 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, как по собственной инициативе, так и по запросам правоохранительных органов, проводит проверку информации об операциях (сделках) с целью выявления среди них связанных с финансированием терроризма или отмыванием доходов, полученных преступным путем. В ходе проведения таких расследований осуществляется сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях проверяемых лиц, их родственников, включая детей.
Таким образом, получение сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния обусловлено осуществлением вышеобозначенных и других функций, возложенных на Росфинмониторинг законодательством Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" с учетом норм статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ позволит обеспечить Росфинмониторинг сведениями, необходимыми для исполнения возложенных на него полномочий, а также повысит эффективность их реализации, а также окажет положительное влияние на достижение целей, определенных Государственной программой "Обеспечение государственной безопасности" (в части подпрограммы "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") и утвержденной Президентом Российской Федерации 30.05.2018 Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законопроект не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Законопроект соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.