Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 25.03.2021 г.)
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено ограничение оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - ЗСО).
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации в ЗСО осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, установленных санитарными правилами и нормами, в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N10.
Исходя из пункта 2.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, второй пояс ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) при значительной протяженности может иметь ширину свыше 2-х километров.
При этом запрет на предоставление в собственность земельных участков, расположенных во втором поясе ЗСО, в санитарном законодательстве отсутствует, на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возлагаются равные обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований вне зависимости от вида имущественного права на земельный участок или объект.
Таким образом, сам по себе запрет на предоставление земельных участков во втором поясе ЗСО в собственность не влияет на обязанность правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Нанесение ущерба источникам питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не зависит от вида права, в соответствии с которым предоставлен земельный участок, и может быть осуществлено как собственником, так и арендатором земельного участка. Причем эффективность привлечения к ответственности собственника земельного участка выше, чем арендатора, за счет возможности обращения взыскания на земельный участок или объект недвижимости в счет уплаты штрафа.
Предусмотренные действующей редакцией подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения в виде запрета на предоставление земельных участков во втором поясе ЗСО в собственность оказывают существенное влияние на поступление доходов в региональные и местные бюджеты от продажи земельных участков.
При этом, например, за период с 1980 по 2010 годы (годы введения действующих ограничений по второму поясу ЗСО Московского водопровода) в границах второго пояса ЗСО в Московской области были построены 7466 объектов капитального строительства, включая: 33 многоквартирных жилых дома, 5255 индивидуальных жилых домов, 2153 объекта нежилого назначения, включая промышленные объекты, объекты торговли и логистические комплексы. Между тем указанные выше ограничения препятствуют реализации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами предусмотренного статьями 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации права на предоставление в собственность земельных участков под принадлежащими им на праве собственности объектами недвижимости, в том числе бесплатно (в отношении собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, собственников индивидуальных жилых домов, право собственности на которые возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации).
Отмена указанного выше ограничения позволит мобилизовать в консолидированный бюджет только Московской области не менее 4,5 млрд. руб. ежегодно в виде доходов от продажи и перераспределения земельных участков в порядке статей 39.20 и 39.27, 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Запрет на предоставление в собственность земельных участков во втором поясе ЗСО также распространяется на основные водотоки, каналы, водохранилища и притоки 1 порядка, расположенные на территории г. Москвы, Тверской и Смоленской областей, а также на ЗСО гидроузлов в регионах Поволжья и Сибири.
Следует также отметить, что в силу исторических особенностей развития территории, в границах второго пояса ЗСО рек, каналов, водохранилищ расположены крупные промышленные предприятия, транспортные и логистические центры, а также индивидуальные жилые дома. Соответственно, отмена предусмотренного подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения на предоставление земельных участков в границах второго пояса ЗСО в собственность очевидно имеет экономическое и социальное значение.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация норм законопроекта не окажет существенного влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.