Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год"
(подготовлен Минздравом России 25.03.2021 г.)
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) за 2020 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 382-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон), а также сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2020 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2020 год характеризуются следующими данными:
(млн рублей)
Основные показатели |
Утверждено на 2020 год Федеральным законом |
Уточненная сводная роспись расходов на 2020 год |
Кассовое исполнение за 2020 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
Федеральному закону |
уточненной сводной росписи |
||||
|
|
|
|
|
|
Доходы |
2 367 232,5 |
- |
2 392 693,0 |
101,1 |
- |
Расходы |
2 368 610,9 |
2 369 004,4 |
2 360 463,1 |
99,7 |
99,6 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-1 378,4 |
- |
32 229,9 |
- |
- |
По доходам бюджет Фонда исполнен в сумме 2 392 693,0 млн рублей, или 101,1 % от утвержденного размера (2 367 232,5 млн рублей). По сравнению с 2019 годом доходы увеличились на 268 705,1 млн рублей, или на 12,7 %.
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 2 360 463,1 млн рублей, или 99,7 % от утвержденного размера (2 368 610,9 млн рублей) и от уточненной сводной росписи 99,6 % (2 369 004,4 млн рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2019 годом на 173 725,3 млн рублей, или на 7,9 %.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты в объеме 247 742,1 млн рублей (100,4 % от утвержденного размера).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 13 644,3 млн рублей (81,9 % от утвержденного размера).
Бюджет Фонда за 2020 год исполнен с профицитом в размере 32 229,9 млн рублей.
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2020 году составила 89,1 %. Страховые взносы на ОМС в 2020 году поступили на общую сумму 2 132 755,7 млн рублей, или 100,6 % от утвержденного размера. По сравнению с 2019 годом объем их поступления вырос на 89 780,8 млн рублей, или на 4,4 %.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Основной категорией плательщиков страховые взносы на ОМС работающего населения уплачивались исходя из тарифа в размере 5,1 %, льготными категориями плательщиков - исходя из пониженных тарифов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2020 год составил 1 388 906,7 млн рублей, или 100,9 % от утвержденного объема, в том числе:
страховые взносы, уплаченные работодателями, - 1 360 837,2 млн рублей;
страховые взносы в фиксированном размере - 28 069,5 млн рублей.
По сравнению с 2019 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 66 041,8 млн рублей, или на 5,0 %.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2020 году осуществлялась в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2020 год составил 743 849 млн рублей, или 100,0 % от утвержденного годового объема (743 844,8 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ исходя из численности неработающих застрахованных лиц в Российской Федерации на 1 января 2019 года в количестве 80 096 587 человек и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в размере 18 864,6 рубля. По сравнению с 2019 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 23 739 млн рублей, или на 3,3 %.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2020 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженности по их уплате не имеется.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 1 225,7 млн рублей, в том числе:
налог на профессиональный доход - 1 224,3 млн рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 0,9 млн рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - (-0,1) млн рублей;
минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) - (-0,01) млн рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 0,6 млн рублей;
единый сельскохозяйственный налог - 0,01 млн рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 24,3 млн рублей, в том числе:
единый социальный налог - 13,9 млн рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам - 5,4 млн рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 0,9 млн. рублей;
доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев - 4,1 млн рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2020 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, составила 247 742,1 млн рублей, в том числе:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) - 120 000,0 млн рублей, или 100,0 % от утвержденного объема;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата) - 114 760,1 млн рублей, или 100,0 % от утвержденного объема;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей - 11 956,2 млн рублей, или 100,0 % от утвержденного объема;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами - 25,8 млн рублей, или 100,0 % от утвержденного объема;
на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации государственной интегрированной информационной системы в сфере ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения - 1 000,0 млн рублей.
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 10 945,2 млн рублей, из них:
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 221,3 млн рублей;
на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 10 548,2 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам - 175,7 млн рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (94,3 %) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2020 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 2 225 430,0 млн рублей, что составляет 100,0 % от утвержденного размера. По сравнению с 2019 годом субвенция увеличилась на 155 515,7 млн рублей, или на 7,5 %.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС
В 2020 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 103 087,2 млн рублей, в том числе:
100 587,3 млн рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями";
2 500,0 млн рублей - субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2019 N 56 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения".
В 2020 году высокотехнологичная медицинская помощь оказана более чем 1 млн. пациентов.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности, (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2020 году перечислено по заявочному принципу 13 644,3 млн рублей (81,9 % от запланированного объема). Представленные в 2020 году заявки Фонда социального страхования Российской Федерации профинансированы в полном объеме.
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2020 году составили 866,9 млн рублей, или 65,4 % от размера, утвержденного Федеральным законом.
В 2020 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды 6,9 млн полисов, из них 2,9 млн - электронные, 4 млн - бумажные. Все поступившие заявки выполнены в полном объеме.
Осуществление единовременных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года.
В 2020 году на исполнение судебных актов по вопросам осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года, из нормированного страхового запаса Фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона направлено 2,8 млн рублей для предоставления единовременной компенсационной выплаты 5 медицинским работникам.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2020 году составили 987,4 млн рублей, или 95,2 % к утвержденным объемам.
Экономия средств против утвержденных объемов сложилась в результате проведенных конкурсных процедур по закупке товаров и услуг для нужд Фонда.
В проекте федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" (далее - законопроект) отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" законопроект размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.