Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
(подготовлен Минтрудом России 07.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства в части оптимизации механизма назначения и выплаты социального пособия на погребение с учетом развития современных информационных технологий.
Проектируемые изменения затрагивают изменения статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон 8-ФЗ) в части условий возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также статьи 10 Федерального закона в части назначения и выплаты гражданам социального пособия на погребение.
В части изменений статьи 9 Федерального закона предлагается следующее.
В настоящее время возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела, осуществляется на основании справки о смерти (форма N 11), утвержденной приказом Минюста России от 01 октября 2018 г. N 200 "Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - справка о смерти).
Справка о смерти выдается в единственном экземпляре, изымается уполномоченным органом при назначении социального пособия на погребение и является подтверждением того, что ранее социальное пособие на погребение не назначалось.
Вместе с тем, сведения о государственной регистрации смерти, содержащиеся Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) и поступающие в соответствии со статьей 132 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон 143-ФЗ) уполномоченным органам, позволяют исключить справку о смерти на бумажном носителе из процесса возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, ввиду возможности получения сведений о государственной регистрации смерти посредством межведомственного электронного взаимодействия. Более того, на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) уполномоченные органы вносят сведения о назначении мер социальной защиты (поддержки) в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (далее - ЕГИССО). На основании сведений из ЕГИССО, доступных посредством межведомственного электронного взаимодействия, возможна проверка не назначения социального пособия на погребение ранее.
В соответствии с положениями Федерального закона размер социального пособия на погребение определяется исходя из стоимости услуг, утвержденной органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также установленного предельного размера социального пособия на погребение (возмещение стоимости услуг). Предельный размер социального пособия на погребение подлежит ежегодной индексации. В настоящий момент актуальные сведения о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, невозможны к получению в электронном виде, что является существенным препятствием к внедрению экстерриториальности для данной меры социальной защиты (поддержки).
На практике возникает вопрос, на какую дату следует определять размер социального пособия на погребение, если в период между датой смерти, датой погребения и датой обращения за осуществлением одной из указанных выплат имело место изменение предельного размера социального пособия на погребение либо изменение стоимости услуг. Вопрос определения размера социального пособия на погребение возникает также при реализации экстерриториального принципа обращения за осуществлением указанных выплат, когда в муниципальном образовании по месту получения пенсии умершим гражданином, месту его погребения и месту обращения заявителя определена разная стоимость гарантированного перечня услуг по погребению либо применяется районный коэффициент.
Более того, возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, осуществляется по предельным установленным размерам пособия, в то время как для отдельных субъектов Российской Федерации и(или) местностей в их границах фактическая стоимость услуг ниже той, которая установлена уполномоченными органами.
В целях урегулирования вопроса определения суммы выплаты предлагается закрепить, что возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежит фактическая сумма оказанных специализированной службой по вопросам похоронного дела услуг по погребению умершего в размере, определяемом на дату погребения умершего, а также по месту его погребения. Для выплаты социального пособия на погребение его размер предлагается определять на дату государственной регистрации смерти и по месту государственной регистрации смерти.
В части выплаты социального пособия на погребение в статье 10 Федерального закона предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты социального пособия на погребение лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, является также справка о смерти.
Для возможности цифровизации процесса предоставления социального пособия на погребение, а также для создания удобных условий для граждан проектом федерального закона предусматривается порядок его выплаты на основании сведений, поступающих из ЕГР ЗАГС. Сведения о назначенных пособиях доступны к получению из ЕГИССО. Данные технологические возможности позволяют исключить из процедуры выплаты социального пособия на погребение справку о смерти на бумажном носителе как основания получения выплаты. В этом случае гражданину, взявшему на себя обязанность по погребению умершего, нет необходимости обращаться в территориальный орган записи актов гражданского состояния для получения документа, на основании которого в настоящее время осуществляется выплата социального пособия на погребение.
Следует иметь в виду, что изменения проектируемой статьи 10 не перестраивают механику процесса выплаты социального пособия на погребение, а оцифровывают действующую схему выплаты социального пособия на погребение.
Статья 10 Федерального закона 8-ФЗ предусматривает осуществление выплаты социального пособия на погребение в день обращения. При этом на практике императив выплаты социального пособия на погребение через организацию почтовой связи (либо страхователями) снижает удобство и доступность получения этой меры. Реализация указанного положения вызывает определенные затруднения в случае выбора заявителем способа выплаты социального пособия на погребение путем зачисления на счет кредитной организации, поскольку срок зачисления платежа в указанном случае составляет не менее трех банковских дней. При этом срок осуществления рассматриваемых выплат следует определять в рабочих днях.
В связи с вышеуказанным проектом федерального закона предлагается уточнить срок получения социального пособия на погребение через организацию почтовой связи, а также в случае зачисления сумм на счет заявителя в кредитной организации. Предлагается в заявительном порядке назначать социальное пособие на погребение по выбору гражданина: на счет в кредитной организации или через организацию почтовой связи. Для получения социального пособия на погребение гражданину предоставляется право подать заявление в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Также в рамках проектируемой статьи 10 предлагается закрепить, что единые требования к назначению и выплате социального пособия на погребение уполномоченными органами устанавливаются Правительством Российской Федерации для возможности унификации порядка использования уполномоченными органами сведений для принятия решения о назначении и выплате социального пособия на погребение.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.