Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "Об изменении порядка присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации", а также определения порядка сохранения и прекращения статуса государственного научного центра Российской Федерации научным организациям и проведения мониторинга результативности их деятельности"
(подготовлен Минобрнауки России 09.04.2021 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" разработан в целях приведения нормативной правовой базы в сфере деятельности государственных научных центров Российской Федерации (далее - ГНЦ РФ) в соответствие с современными условиями и потребностями государственного сектора науки, с расширением функций ГНЦ РФ и совершенствованием механизмов их работы.
Впервые статус ГНЦ РФ введен Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Указ). В настоящее время статус государственного научного центра Российской Федерации закреплен Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Отдельные вопросы статуса ГНЦ РФ ?по-прежнему регулируются Указом.
Создание ГНЦ РФ было обусловлено необходимостью сохранения научно-технологического потенциала через концентрацию государственной поддержки в различных формах на ведущих научных организациях. Это позволило в период 1993-2021 годов сохранить научные школы мирового уровня, обеспечить развитие научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований в условиях перехода к рыночной экономической системе и значительного бюджетного дефицита.
В новых экономических условиях задачи ГНЦ РФ связаны с реализацией приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и направлены, прежде всего, на:
проведение научных исследований и экспериментальных разработок;
использование результатов интеллектуальной деятельности для создания и практического применения разрабатываемых технологий и (или) научно-технической продукции (услуг);
участие / либо предполагаемое участие в каком-либо из следующих мероприятий:
в разработке и (или) реализации комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;
в создании научно-образовательных центров мирового уровня или научных центров мирового уровня;
в реализации других мероприятий национальных и федеральных проектов;
осуществление экспертной и прогнозно-аналитической деятельности, информационного, научно-методического обеспечения научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе участие в разработке прогнозов научно-технологического развития, документов стратегического планирования, в том числе отраслевого уровня;
участие в создании и (или) обеспечении функционирования инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности;
подготовку высококвалифицированных кадров и повышение квалификации кадров во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время система ГНЦ РФ вполне успешно адаптировалась и обеспечивает решение указанных задач.
Несмотря на то, что ГНЦ РФ фактически выполняют роль важнейших, а в ряде случаев системообразующих элементов инфраструктуры для развития новых технологий, ни в одном из вышеперечисленных нормативно-правовых актов не реализовано в полной мере регулирование в части порядка отбора научных организаций, претендующих на присвоение статуса ГНЦ, а также порядка сохранения и прекращения такого статуса. Не получили нормативного закрепления и основные функции ГНЦ РФ.
Проектом указа предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению механизмов присвоения, сохранения и прекращения статуса ГНЦ РФ и проведения мониторинга результативности их деятельности.
Также, для эффективной работы ГНЦ РФ предлагается:
а) совершенствовать меры государственной поддержки ГНЦ РФ, в части:
освобождения коммерческих научных организаций, имеющих статус государственного научного центра Российской Федерации, от налогообложения налогом на добавленную стоимость по оказанию образовательных услуг в соответствии с имеющейся лицензией на осуществление образовательной деятельности (внесение изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
освобождения всех ГНЦ РФ от налогообложения в отношении используемых ими земельных участков по примеру ГНЦ РФ, расположенных в городах Москве и Санкт-Петербурге, (внесение изменений в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
снижения размера чистой прибыли с 50 до 25 процентов, подлежащей перечислению в федеральный бюджет федеральными государственными унитарными предприятиями, обладающими статусом ГНЦ РФ;
Принятие проекта постановления не повлечет за собой нежелательных политических, социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание проекта постановления не относится к сфере реализации государственных программ Российской Федерации и не повлияет на достижение их целей, а также не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на его реализацию.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.