Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467"
(подготовлен Минздравом России 12.04.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467" (далее - проект постановления) разработан в целях корректировки установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее соответственно - Постановление N 2467, Перечень) срока (1 сентября 2021 г.), которым ограничено действие постановлений Правительства Российской Федерации:
от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Постановление N 291), предусмотренного пунктами 207 и 340 Перечня;
от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Постановление N 377), предусмотренного пунктом 837 Перечня;
от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - Постановление N 695), предусмотренного пунктом 853 Перечня.
Проект постановления направлен на недопущение возникновения пробела в нормативном правовом регулировании, поскольку вступление в силу разработанных Минздравом России взамен указанных постановлений Правительства Российской Федерации проектов нормативных правовых актов с 1 сентября 2021 г. не представляется возможным.
Так, Минздравом России разработаны:
взамен Постановления N 291 - проект постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления о лицензировании медицинской деятельности);
взамен Постановления N 377 и Постановления N 695 - проект приказа Минздрава России "Об утверждении перечня отдельных видов деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), работ в условиях повышенной опасности, при осуществлении которых работники проходят обязательное психиатрическое освидетельствование, а также порядка проведения обязательного психиатрического освидетельствования" (далее - проект приказа).
В настоящее время с учетом необходимости установления с 1 сентября 2021 г. нового нормативного правового регулирования, а также порядка вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, установленного частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), срок издания и официального опубликования соответствующих постановления Правительства Российской Федерации и приказа Минздрава России не может быть позднее 3 июня 2021 года.
Однако проект постановления о лицензировании медицинской деятельности должен в полной мере коррелироваться с положениями принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законопроекта N 1051647-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Законопроект N 1051647-7), которым в законодательство Российской Федерации вносятся концептуальные изменения, обусловленные новыми подходами к осуществлению государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.
Кроме того, в сопроводительных материалах к Законопроекту N 1051647-7 установлен 90-дневный срок со дня принятия соответствующего федерального закона для приведения в соответствие с ним Постановления N 291, а по итогам заседания рабочей группы в полном составе по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере здравоохранения (протокол от 10 февраля 2021 г. N 41) Минздраву России совместно с представителями общественных организаций рекомендовано продолжить доработку проекта постановления о лицензировании медицинской деятельности с учетом актуализированной редакции Законопроекта N 1051647-7.
При этом из разработанного Минэкономразвития России проекта поправок к Законопроекту N 1051647-7 следует, что срок принятия соответствующего федерального закона - 1 июля 2021 года.
Таким образом, соблюдение всех вышеперечисленных условий при подготовке проекта постановления о лицензировании медицинской деятельности в срок до 1 сентября 2021 г. не представляется возможным.
Закрепление за Минздравом России полномочия по изданию приказа "Об утверждении перечня отдельных видов деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), работ в условиях повышенной опасности, при осуществлении которых работники проходят обязательное психиатрическое освидетельствование, а также порядка проведения обязательного психиатрического освидетельствования" предусмотрено проектом федерального закона N 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" (далее - Законопроект N 1070354-7) и проектом федерального закона N 1104125-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 23 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части совершенствования психиатрического освидетельствования".
Данные законопроекты приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
В соответствии со статьей 2 Законопроекта N 1070354-7 он вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования. Срок подготовки приказа Минздрава России составляет 5 месяцев со дня официального опубликования принимаемого федерального закона.
При этом, учитывая взаимоувязанность предметов правового регулирования указанных законопроектов, сроки вступления в силу их положений, регулирующих вопросы психиатрического освидетельствования работников, на этапе принятия федеральных законов, должны быть синхронизированы.
С учетом этого федеральные законы, предусматривающие полномочие Минздрава России на издание приказа взамен постановления N 377 и постановления N 695, вступят в силу позже 1 сентября 2021 года.
С учетом изложенного проектом постановления предлагается внести изменения в Постановление N 2467, установив срок действия:
Постановления N 291 - до 1 марта 2022 года;
Постановления N 377 и Постановление N 695 - до 1 сентября 2022 года.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Предлагаемые проектом постановления решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Издание постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Его реализация в случае принятия не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.