Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 (в части музыкальных инструментов)"
(подготовлен Минпромторгом России 13.04.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014" (далее - проект постановления) разработан в связи с необходимостью внесения изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком".
Целесообразность разработки указанных изменений обусловлена следующими обстоятельствами.
По данным Росстата и ФТС России за 2020 год объем российского рынка музыкальных инструментов составил около 10,5 млрд рублей, на нем представлено 120 отечественных производителей, на долю которых приходится порядка 10 процентов объема рынка. Российский рынок звукового оборудования по итогам 2020 года достиг объема более 88 млрд рублей, менее 5 процентов которого приходится на 125 отечественных производителей. Большая часть российских производителей является субъектами малого и среднего предпринимательства.
Объем закупок для государственных и муниципальных нужд в 2020 году музыкальных инструментов составил 4,1 млрд рублей (за исключением закупок Минпромторга России), что составляет порядка 35 процентов объема российского рынка музыкальных инструментов, звукового оборудования - порядка 0,5 млрд рублей (менее 1 % рынка). По оценкам экспертов около 60 процентов указанного спроса было удовлетворено товарами из стран Юго-Восточной Азии и 20 процентов - товарами из стран Европы и Америки.
Минпромторгом России ведется системная работа по увеличению спроса на отечественные музыкальные инструменты и звуковое оборудование во всех сегментах рынка. В целях его увеличения в государственном секторе (детские школы искусств и иные образовательные и культурно-досуговые учреждения) подготовлены предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в части установления преференций отечественным производителям для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Минпромторгом России совместно с Минкультуры России реализуется программа по закупке музыкальных инструментов отечественного производства для детских школ искусств (далее - Программа), с установлением встречных обязательств исполнителей по развитию производств.
Эффективность Программы обеспечивается за счет увеличения уровня локализации производства и укрупнения закупки идентичных товаров. Так, в 2017-2019 годах были сопоставлены закупочные цены на локализованные пианино и соответствующие им аналоги, производимые за рубежом. По результатам проведенного анализа был определен экономический эффект по итогам реализации Программы, в части закупок пианино за три года, который составил более 557 млн рублей (40 % объема закупок).
Таким образом, предлагаемая мера обеспечивает соблюдение баланса интересов локальных производителей и системы дополнительного образования детей в Российской Федерации и, в том числе, стимулирует увеличение производства отечественных музыкальных инструментов и звукового оборудования.
Согласно приказу ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" для определения уровня концентрации товарного рынка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.
Согласно данным реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок были рассчитаны индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициент рыночной концентрации CR3 для рынка закупок музыкальных инструментов для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2020 году HHI составил 222, CR3 - 24,5 %, что свидетельствует о низкой концентрации рынка, вследствие чего введение квот на нем является возможным.
Необходимо отметить, что согласно данным реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок более 90 процентов объема соответствующих закупок музыкальных инструментов и звукового оборудования для государственных и муниципальных нужд в 2020 г. приходится на поставщиков, не являющихся производителями: большую часть государственных контрактов на поставку отечественных музыкальных инструментов исполняют перекупщики. Вследствие чего, ограничение доступа товаров из иностранных государств на указанный рынок приведет только к изменению номенклатуры поставляемых перекупщиками товаров, увеличению доли продукции российского происхождения.
Аналитическая справка по объему государственных закупок музыкальных инструментов и звукового оборудования и производственным возможностям российских производителей прилагается.
Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисовым Минпромторгу России поручено (поручение от 11 января 2021 г. N ЮБ-П7-39) проработать совместно с Минкультуры России и Минэкономразвития России вопрос о возможности разделения номенклатуры музыкальных инструментов на музыкальные инструменты высшего профессионального уровня и музыкальные инструменты массового использования посредством уточнения структуры Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД 2).
Минкультуры России письмом от 5 февраля 2021 г. N 1412-01.1-54@-АМ (прилагаем) представлены предложения о выделении из группы 32.20.00 "Инструменты музыкальные" профессиональных музыкальных инструментов в отдельную группу 32.21.00 "Инструменты музыкальные профессиональные" с последующим разделением номенклатуры музыкальных инструментов, в том числе, посредством каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) через проведение масштабной экспертизы моделей музыкальных инструментов.
Минэкономразвития России письмом от 9 февраля 2021 г. N 3386-ИТ/Д18и (прилагаем) указал на невозможность реализации такого подхода, так как потребительские свойства продукции, включая качество и уровень, не относятся к классификационным признакам, используемым в классификаторах, а также отсутствуют нормативно-правовые акты, определяющие понятия "музыкальные инструменты высшего профессионального уровня" и "музыкальные инструменты массового использования". Кроме того, ОКПД 2 гармонизирован со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КПЕС) путем сохранения без изменения в ОКПД 2 из КПЕС кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций. При этом учесть особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации продукции, возможно в группировках ОКПД 2 на уровне 7 - 9 знаков.
В целях разделения музыкальных инструментов профессионального уровня и музыкальных инструментов массового использования с учетом потребительских свойств товара Минэкономразвития России предложено рассмотреть возможность использования КТРУ.
Пунктом 13 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145, установлено, что одновременно при включении в КТРУ характеристик, описывающих потребительские свойства товаров, должна быть представлена информация, позволяющая осуществлять их количественную оценку, либо исчерпывающий перечень свойств товара, если характеристика не имеет количественной оценки.
Вопрос отнесения музыкальных инструментов к музыкальным инструментам профессионального уровня и массового использования связан с качеством их звучания, которое зависит от качества изготовления и применяемых в производстве материалов. При этом выделить одну или несколько особенностей конструкции большинства музыкальных инструментов, которые бы однозначно отличали музыкальные инструменты высшего профессионального уровня от музыкальных инструментов массового использования, не представляется возможным ввиду их отсутствия.
В связи с тем, что объективно описать качество звучания музыкальных инструментов для включения соответствующих характеристик в КТРУ не представляется возможным, предложение об уточнении позиций КТРУ в целях разделения музыкальных инструментов профессионального уровня и массового использования Минпромторгом России не поддерживается.
Кроме того, учитывая необходимость обеспечения потребностей организаций высшего профессионального образования в музыкальных инструментах профессионального уровня, в рамках исполнения пункта 3 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю. И. Борисова от 18 ноября 2020 г. N ЮБ- П7-14958 Минпромторгом России совместно с Минкультуры России дополнительно проанализированы и снижены единые минимальные обязательные доли закупок музыкальных инструментов (письмо от 18 декабря 2020 г. N 17396-01.1-54@-ОЯ Минкультуры России о согласовании снижения доли закупок).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" предусмотрена возможность недостижения установленной минимальной обязательной доли закупок заказчиком, в случае проведения закупки на участие в которой не подано ни одной заявки, содержащей предложение о поставке российской продукции. Указанная норма, в том числе, может быть использована заказчиками, осуществляющими закупку музыкальных инструментов высшего профессионального уровня зарубежного производства в случае отсутствия российских аналогов.
Дополнительно, Минпромторгом России 25 февраля 2021 г. проведено совещание с участием представителей Минкультуры России, Минэкономразвития России и Минфина России, по результатам которого в связи исключительной важностью вопроса обеспечения потребности организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области музыкального искусства в инструментах высшего профессионального уровня, принято решение обеспечить анализ правоприменительной практики действия минимальной обязательной доли закупок российских товаров по итогам первого года реализации указанной нормы и, при необходимости, осуществить соответствующую корректировку установленных значений.
Реализация проекта постановления будет способствовать развитию правового регулирования отношений субъектов деятельности в сфере промышленности музыкальных инструментов.
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Аналитическая справка по объему государственных закупок музыкальных инструментов и звукового оборудования и производственным возможностям российских производителей (за исключением закупок Минпромторга России) | ||||||
Группа музыкальных инструментов |
Код ОКПД2, наименование музыкального инструмента |
Объем государственных закупок в 2019 году, шт. |
Объем государственных закупок в 2020 году, шт. |
Производитель |
Производственные мощности, шт. в год |
Суммарные производственные мощности, шт. |
Клавишные |
32.20.11.110 Фортепиано |
101 |
154 |
ООО "Тульская гармонь" |
456 |
3146 |
ООО "ФРП "Аккорд" |
1110 |
|||||
ООО "Овионт" |
50 |
|||||
ООО "Медиус" |
800 |
|||||
ООО "Нева-Саунд" |
700 |
|||||
ИП Юдин Вячеслав Владимирович |
30 |
|||||
32.20.11.120 Пианино |
1815 |
2488 |
ООО "Тульская гармонь" |
456 |
||
ООО "ФРП "Аккорд" |
1110 |
|||||
ООО "Овионт" |
50 |
|||||
ООО "Медиус" |
800 |
|||||
ООО "Нева-Саунд" |
700 |
|||||
ИП Юдин Вячеслав Владимирович |
30 |
|||||
Струнные |
32.20.12.111 Скрипки |
562 |
705 |
ООО "Смычковые Инструменты" |
500 |
506 |
Индивидуальный мастер Дроздов Глеб Петрович |
2 |
|||||
Индивидуальный мастер Калашников Владимир Владимирович |
4 |
|||||
32.20.12.112 Альты |
15 |
102 |
ООО "Смычковые Инструменты" |
50 |
54 |
|
Индивидуальный мастер Дроздов Глеб Петрович |
1 |
|||||
Индивидуальный мастер Калашников Владимир Владимирович |
3 |
|||||
32.20.12.113 Виолончели |
141 |
219 |
ООО "Смычковые Инструменты" |
90 |
95 |
|
Индивидуальный мастер Дроздов Глеб Петрович |
2 |
|||||
Индивидуальный мастер Калашников Владимир Владимирович |
3 |
|||||
32.20.12.114 Контрабасы |
51 |
52 |
ООО "Смычковые Инструменты" |
25 |
27 |
|
Индивидуальный мастер Дроздов Глеб Петрович |
2 |
|||||
32.20.12.125 Арфы |
67 |
32 |
ООО "Резонанс-Харпс" |
450 |
510 |
|
ИП Лапин Прохор Викторович |
60 |
|||||
Деревянные духовые |
32.20.13.173 Флейты |
379 |
768 |
ООО "Ателье Гончарова" |
360 |
530 |
ООО "Музыкальная Мастерская" |
120 |
|||||
ИП Плотников Николай Владимирович |
50 |
|||||
32.20.13.174 Кларнеты |
189 |
424 |
ООО "Ателье Гончарова" |
740 |
860 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
120 |
|||||
32.20.13.175 Саксофоны |
158 |
449 |
ООО "Ателье Гончарова" |
410 |
506 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
96 |
|||||
32.20.13.176 Гобои |
74 |
170 |
ООО "Ателье Гончарова" |
250 |
310 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
60 |
|||||
32.20.13.177 Фаготы |
26 |
98 |
ООО "Ателье Гончарова" |
160 |
220 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
60 |
|||||
Медные духовые |
32.20.13.161 Трубы |
273 |
616 |
ООО "Ателье Гончарова" |
350 |
740 |
ООО "Музыкальная Мастерская" |
120 |
|||||
ИП Бушуев Богдан Николаевич |
270 |
|||||
32.20.13.162 Корнеты |
21 |
29 |
ООО "Ателье Гончарова" |
100 |
112 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
12 |
|||||
32.20.13.163 Альты |
56 |
27 |
ООО "Ателье Гончарова" |
150 |
162 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
12 |
|||||
32.20.13.164 Теноры |
54 |
166 |
ООО "Ателье Гончарова" |
150 |
246 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
96 |
|||||
32.20.13.165 Баритоны |
46 |
112 |
ООО "Ателье Гончарова" |
80 |
176 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
96 |
|||||
32.20.13.166 Басы (включая тубы, геликоны, сузофоны) |
59 |
111 |
ООО "Ателье Гончарова" |
80 |
140 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
60 |
|||||
32.20.13.167 Валторны |
75 |
240 |
ООО "Ателье Гончарова" |
150 |
210 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
60 |
|||||
32.20.13.168 Тромбоны |
106 |
224 |
ООО "Ателье Гончарова" |
290 |
374 |
|
ООО "Музыкальная Мастерская" |
84 |
|||||
Ударные |
32.20.15.110 Инструменты музыкальные ударные |
10905 |
6039 |
ООО "Городские рюкзаки" |
14000 |
50120 |
ООО "ДДС" |
6000 |
|||||
ООО "Стимул" |
283 |
|||||
ООО "ПИК" |
6700 |
|||||
ООО "Ед Цимбалс" |
1200 |
|||||
ООО "Форте" |
2990 |
|||||
ООО "Синкопа" |
4800 |
|||||
ООО "Италмас" |
12 |
|||||
ООО "Мастерская Ильи Дроздихина" |
1000 |
|||||
ИП Зинченко Алексей Александрович |
3000 |
|||||
ИП Кащеев Денис Витальевич |
835 |
|||||
ООО "Фандыр" |
100 |
|||||
ИП Бехтерев Евгений Иванович |
1200 |
|||||
ИП Зайцев Илья Владимирович |
3000 |
|||||
ИП Белов Павел Сергеевич |
5000 |
|||||
Народные |
32.20.12.121 Балалайки |
555 |
779 |
ООО "ПКМИ Фонда П.И. Чайковского" |
200 |
5432 |
ИП Харламов Евгений Александрович |
1950 |
|||||
ООО "Ижевский завод Т.И.М." |
700 |
|||||
ИП Дзудцов Алан Эльбрусович |
2210 |
|||||
ООО "Фандыр" |
100 |
|||||
ИП Гребенников Валерий Васильевич |
200 |
|||||
ИП Лапин Прохор Викторович |
72 |
|||||
32.20.12.124 Домры |
393 |
687 |
ООО "ПКМИ Фонда П.И. Чайковского" |
200 |
2700 |
|
ИП Гребенников Валерий Васильевич |
200 |
|||||
ИП Дзудцов Алан Эльбрусович" |
2300 |
|||||
32.20.12.122 Гитары |
476 |
606 |
ООО "Ижевский завод Т.И.М." |
8800 |
25500 |
|
ИП Дзудцов Алан Эльбрусович |
100 |
|||||
ООО "Амистар и к" |
5000 |
|||||
ИП Пешехонов Василий Александрович |
3600 |
|||||
ЗАО "Аккорд" |
8000 |
|||||
32.20.13.132 Баяны |
732 |
847 |
ООО "Тульская гармонь" |
2300 |
3601 |
|
ООО "ВФМИ АККО" |
70 |
|||||
ООО "Михайловская баянная фабрика" |
71 |
|||||
АО "Шуйская гармонь" |
60 |
|||||
ООО "ПКМИ Фонда П.И. Чайковского" |
200 |
|||||
ООО "БАЯН ЮПИТЕР" |
840 |
|||||
Компания "Баянофф" |
60 |
|||||
32.20.13.131 Аккордеоны |
585 |
629 |
ООО "ВФМИ АККО" |
80 |
180 |
|
ООО "Тульская гармонь" |
100 |
|||||
32.20.13.133 Гармони |
288 |
173 |
АО "Шуйская гармонь" |
1560 |
5060 |
|
ООО "Тульская гармонь" |
2000 |
|||||
ООО "Саратовская гармонь" |
1500 |
|||||
Электромузыкальные |
32.20.14.120 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные струнные щипковые |
62 |
118 |
ИП Крундышев Егор Александрович |
480 |
576 |
ИП Лепский Евгений Валерьевич |
96 |
|||||
32.20.14.140 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные язычковые |
30 |
5 |
ООО "Тульская гармонь" |
250 |
300 |
|
Компания "Баянофф" |
50 |
|||||
ООО "ОПЕРЛИ" |
300 |
|||||
ООО "Акустик Саунд Репродакшн" |
2000 |
|||||
ООО "Сензар" |
1000 |
|||||
ООО "Акустика" |
3000 |
|||||
ООО "Азия Мьюзик Компани" |
7200 |
|||||
ООО "Универсал Акустикс" |
400 |
|||||
ООО "АМТ Корпорация" |
2400 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.