Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка подготовки и предоставления международной климатической отчетности"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.04.2021 г.)
В целях обеспечения подготовки и представления международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики, предусмотренных Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), Киотского протокола к РКИК ООН, и Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон РКИК ООН, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и представления международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики (далее - Порядок).
2. Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечить подготовку международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики и ее представление в секретариат РКИК ООН в соответствии с Порядком.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Федеральной службе государственной статистики, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной таможенная службе, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральному агентству водных ресурсов и Федеральному агентству лесного хозяйства обеспечить в срок до 1 декабря года, следующего за отчетным, представление в соответствии с Порядком в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды исходных данных для подготовки международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики.
4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в трехмесячный срок утвердить методику пересчета исходных данных в показатели выбросов и поглощения парниковых газов для использования при подготовке международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики.
5. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в трехмесячный срок утвердить требования к структуре и содержанию международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики.
6. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
7. Признать утратившим силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2006 г. N 278-р;
пункт 55 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 219 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст. 1429);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 930-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 22, ст. 3176);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2019 г. N 636-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1804).
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от " " 20 г. N
Порядок
подготовки и представления международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила подготовки и представления следующей международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики (далее - отчетность, сообщения):
национального сообщения Российской Федерации (далее - Национальное сообщение) и национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г. (далее - Кадастр), предоставляемых в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и статьей 7 Киотского протокола к РКИК ООН;
определяемого на национальном уровне вклада Российской Федерации (ОНУВ), предоставляемого в соответствии со статьями 3 и 4 Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. (далее - Парижское соглашение);
сообщений по адаптации к изменениям климата и о поддержке, предоставляемой на добровольной основе развивающимся странам, предоставляемых в соответствии со статьями 7, 9 и 11 Парижского соглашения;
иных сообщений и докладов, предоставляемых в соответствии с решениями Конференции Сторон РКИК ООН, Конференции Сторон действующей в качестве совещания Сторон Киотского протокола к РКИК ООН и Конференции Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения (далее - Конференции Сторон).
2. Подготовка отчетности и сообщений осуществляется в соответствии с решениями Конференции Сторон с учетом руководящих принципов, устанавливаемых Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК).
3. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является национальным координатором со стороны Российской Федерации по взаимодействию с принимающей стороной при представлении отчетности и сообщений.
II. Подготовка международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики
4. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет подготовку проектов отчетности и сообщений на основании исходных данных и информации, представляемых Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральным агентством водных ресурсов и Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Пересчет исходных данных в показатели выбросов и поглощения парниковых газов осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с методикой, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Требования к структуре, содержанию и формату отчетности и сообщений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
5. Представление в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды исходных данных и информации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, ежегодно до 1 декабря года, следующего за отчетным.
6. В случаях, предусмотренных положениями РКИК ООН, Киотского протокола к РКИК ООН, Парижского соглашения и решениями Конференций Сторон, отчетность и сообщения могут предоставляться в качестве компонента другого сообщения.
7. Проект отчетности или сообщения Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, которые обеспечивают его рассмотрение в течение 30 календарных дней с даты их поступления.
По результатам согласования с федеральными органами исполнительной власти Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды представляет проект отчетности или сообщения в Министерство экономического развития Российской Федерации.
8. Министерство экономического развития Российской Федерации обеспечивает рассмотрение проекта отчетности или сообщения и в случае отсутствия замечаний обеспечивает внесение проекта отчетности или сообщения в Правительство Российской Федерации в течение 30 календарных дней с даты его поступления.
При наличии замечаний к проекту отчетности или сообщения Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с даты поступления возвращает проект отчетности или сообщения Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для доработки.
III. Представление международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики
9. Одобренные решением Правительства Российской Федерации отчетность или сообщение направляются в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для их дальнейшего представления в Секретариат РКИК ООН в формате и сроки, устанавливаемые решениями Конференций Сторон.
Отчетность и сообщения представляются на русском и английском языках.
10. Представление кадастра в Секретариат РКИК осуществляется ежегодно до 15 апреля.
11. В случаях, предусмотренных положениями РКИК ООН, Киотского протокола к РКИК ООН, Парижского соглашения и решениями Конференций Сторон, в отношении отчетности и сообщений могут проводиться международное рецензирование и (или) очное либо дистанционное обсуждение с участием экспертов РКИК ООН (далее - экспертное обсуждение).
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, обеспечивает подготовку позиции Российской Федерации по замечаниям и предложениям, полученным в результате международного рецензирования и (или) экспертного обсуждения, и направляет ее в Секретариат РКИК ООН после одобрения Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.
12. По итогам международного рецензирования и экспертного обсуждения Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием Министерства экономического развития Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, представляет в Правительство Российской Федерации доклад о результатах международного рассмотрения отчетности и сообщений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к порядку подготовки и представления
международной отчетности и
международных сообщений
Российской Федерации в сфере
климатической политики
Перечень
исходных данных и информации, представляемых федеральными органами исполнительной власти для подготовки международной отчетности и международных сообщений Российской Федерации в сфере климатической политики
I. Перечень исходных данных для подготовки международных сообщений Российской Федерации
в сфере климатической политики
N п/п |
Федеральные органы исполнительной власти |
Перечень исходных данных и информации |
|
|
|
1. |
Министерством экономического развития Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Министерство энергетики Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Федеральная служба государственной статистики Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Федеральная таможенная служба Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное агентство водных ресурсов |
- национальные условия, имеющие отношение к выбросам и поглощению парниковых газов; - обзор межотраслевой политики и принимаемых мер в курируемых отраслях; - долгосрочный планируемый эффект, прогнозные оценки выбросов и поглощения парниковых газов в курируемых отраслях; - оценка уязвимости, воздействие изменений климата и меры по адаптации в курируемых отраслях; - поддержка развивающихся стран по линии отраслевого и межотраслевого взаимодействия (оказание финансовой и технологической поддержки, совместные исследования и укрепление потенциала) |
2. |
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации |
- просвещение, подготовка и переподготовка кадров в сфере изменений климата |
II. Перечень исходных данных для подготовки международных отчетности Российской Федерации
в сфере климатической политики
N п/п |
Федеральные органы исполнительной власти |
Перечень исходных данных и информации |
|
|
|
1. |
Федеральная служба государственной статистики |
- краткий баланс производства и потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации; - использование топливно-энергетических ресурсов (по форме 4-ТЭР); - ввод в действие производственных мощностей, объектов капитального строительства в части строительства следующих объектов: газопроводы магистральные и отводы от них, км; новые железнодорожные линии, км; вторые пути, км; взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием, тыс. м2; нефтепроводы магистральные, км; нефтепродукто-проводы магистральные региональные, км; автомобильные дороги с твердым покрытием, км; междугородние кабельные линии связи, км; радиорелейные линии связи, км; скважины нефтяные - всего, ед.; скважины газовые, ед.; линии электропередачи напряжением 35кВ и выше, км; линии электропередачи для электрификации сельского хозяйства напряжением 6-20 кВ, км; линии электропередачи для электрификации сельского хозяйства напряжением 0,4 кВ, км - производство продукции лесозаготовок, включая: лесоматериалы хвойных пород, лесоматериалы лиственных пород, за исключением тропических пород; лесоматериалы, продольно распиленные или расколотые, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм; деревянные железнодорожные или трамвайные шпалы, непропитанные; плиты древесностружечные и аналогичные плиты из древесины или других одревесневших материалов; плиты древесноволокнистые из древесины или других одревесневших материалов; целлюлоза древесная и целлюлоза из прочих волокнистых материалов; - расход кормов для скота и птицы в хозяйствах всех категорий - информация о создании защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения; - жилищные условия населения, в части оборудования жилищного фонда городских и сельских поселений водоотведением (канализацией), в том числе централизованной |
2. |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования |
- информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по Российской Федерации, систематизированная по видам экономической деятельности и видам отходов; - информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по Российской Федерации), систематизированная по видам экономической деятельности и видам отходов; - информация об охране атмосферного воздуха по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Арктической зоне Российской Федерации, видам экономической деятельности, по муниципальным районам (городским округам) |
3. |
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии |
- информация о наличии и распределении земель по категориям и угодьям с разбивкой по федеральным округам и по субъектам Российской Федерации, в том числе: земель, используемых предприятиями, организациями, хозяйствами, обществами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции; земель, используемых гражданами (объединениями граждан), занимающимися производством сельскохозяйственной продукции |
4. |
Федеральная таможенная служба |
- экспорт (импорт) товаров, в части импорта и экспорта круглого леса, пиломатериалов, древесных плит, целлюлозы - количество вывозимых за пределы территории Российской Федерации припасов (товарная позиция 2710 ТН ВЭД) в разбивке по виду транспорта на границе и стране принадлежности транспортного средства (тонн) - сведения таможенных деклараций по экспорту и импорту товаров, достаточные для определения наименования и массы экспортируемого/импортируемого товара по кодам ТН ВЭД: 2811 29 300 0; 2812 90 000 0; 2903 39 900 0; 2903 77 900 0; 2903 78 000 0; 2903 79; 3824 74 000 0; 3824 78 000 0 (ГФУ и ПФУ), а также по группе ТН ВЭД 2701, в том числе по кодам: 2701 Уголь каменный, брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля; 2702 Лигнит, или бурый уголь, агломерированный или неагломерированный, кроме гагата; 2703 Торф (включая торфяную крошку), агломерированный или неагломерированный; 2704 Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный; 2705 Газ каменноугольный, водяной, генераторный и аналогичные газы, кроме нефтяных газов и других газообразных углеводородов; 2706 Смолы каменноугольные, буроугольные, торфяные и прочие минеральные смолы, обезвоженные или необезвоженные, частично ректифицированные или неректифицированные, включая "восстановленные" смолы; 2707 Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических; 2708 Пек и кокс пековый, полученные из каменноугольной смолы или прочих минеральных смол; 2709 Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных минералов; 2710 Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; 2711 Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие; 2712 Вазелин нефтяной; парафин, воск нефтяной микрокристаллический, гач парафиновый, озокерит, воск буроугольный, воск торфяной, прочие минеральные воски и аналогичные продукты, полученные в результате синтеза или других процессов, окрашенные или неокрашенные 2713 Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород; 2714 Битум и асфальт, природные; сланцы битуминозные или нефтеносные и песчаники битуминозные; асфальтиты и асфальтовые породы; 2715 Смеси битумные, на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий). |
5. |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
- показатели металлургического производства: объемы производства кокса для металлургического производства, агломерата, обожженных окатышей для доменного производства, чугуна, стали в конверторах и в электропечах, горячекатаного проката из заготовки (слябов и блюмов), металлизированных окатышей; удельный расход природного газа на производство металлизированных окатышей, среднее содержание углерода в металлизированных окатышах; производство электростали из металлизированных окатышей; расход стального лома на производство электростали; среднее содержание углерода в электродах; производство горячего брикетированного железа; удельный расход природного газа на производство горячего брикетированного железа; содержание углерода в горячем брикетированном железе; количество (по массе) гексафторида серы (элегаза), содержащегося в электротехническом оборудовании, установленном на предприятиях-производителях металлизированных окатышей и горячем брикетированного железа; выбросы в атмосферу гексафторида серы (элегаза) на предприятиях-производителях металлизированных окатышей и горячего брикетированного железа - объем производства капролактама, тонн - объем производства гидрофторуглеродов и перфторуглеродов (по видам), тонн - объем производства хладона-22: производство хладона-22; выход хладона-22 по углероду; выход хладона-22 по фтору; объем улавливания попутного хладона-23 - объем производства элегаза (гексафторида серы): производство элегаза (по заводам-производителям); утечки (выбросы) элегаза в процессе производства (по заводам-производителям) |
6. |
Министерство энергетики Российской Федерации |
- объем производства окиси этилена, тонн - добыча угля с разбивкой по субъектам Российской Федерации. Для каждого субъекта Российской Федерации: с разбивкой по способам добычи (подземная/открытая, тонн), метаноносность угольных пластов (по угольным бассейнам), отпуск пайкового угля (всего, в том числе по субъектам Российской Федерации), тыс.т - количество угольных шахт всего, в том числе действующих, закрытых, законсервированных; - общее содержание и объем выбросов элегаза в электроэнергетике (по данным субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики, установленная генерирующая мощность которых в совокупности равна или превышает 500 кВт; а также субъектами элетроэнергетики, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ м выше, через обособленные подразделения, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии), тонн |
7. |
Министерство транспорта Российской Федерации |
- налет самолето-часов по типам пассажирских и грузовых воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний |
8. |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
- площади лесных пожаров на землях особо охраняемых природных территорий, в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации, информация по видам лесных пожаров (верховым, низовым, торфяным и почвенным пожарам и пожарам на непокрытых лесом землях); - площадь земель, занятых лесными насаждениями (покрытых лесной растительностью) и запасы древесины по преобладающим породам и группам возраста |
9. |
Федеральное агентство лесного хозяйства |
- площадь земель лесного фонда, на которых расположены леса, в том числе покрытых лесной растительностью, в том числе по управляемым лесам (защитные и эксплуатационные леса), в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации; - площадь земель, занятых лесными насаждениями (покрытых лесной растительностью) и запасы древесины по преобладающим породам и группам возраста в лесном фонде, в том числе по управляемым лесам (защитные и эксплуатационные) и резервным лесам, в целом в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации; - площадь земель лесного фонда, переведенных в земли иных категорий (с указанием категорий) (в том числе с последующим сведением лесов), в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации; - сведения о переводе лесов из состава резервных в эксплуатационные и защитные леса; - площадь гибели лесных насаждений на землях лесного фонда в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации, в том числе, от лесных пожаров, от повреждений насекомыми, от воздействия неблагоприятных погодных условий; от болезней леса, от повреждений дикими животными, от антропогенных факторов; - объем фактической рубки древесины в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации, в том числе по: рубкам спелых и перестойных насаждений с детализацией по хвойным, твердолиственным и мягколиственным породам, рубкам средневозрастных, приспевающих, спелых перестойных лесных насаждений при вырубке поврежденных лесных насаждений (выборочные санитарные рубки), уходе за лесами; рубкам лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации, а также средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений (сплошные санитарные рубки) - площади лесных пожаров на землях лесного фонда в разрезе защитных, эксплуатационных и резервных лесов, а также потери древесины на корню, в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации; - площадь лесных земель, не покрытых лесной растительностью (несомкнувшиеся лесные культуры, питомники и лесные, плантации, естественные редины, гари, погибшие насаждения, вырубки, прогалины, пустыри), по управляемым лесам (защитные и эксплуатационные леса) и резервным лесам, в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации; - площадь нелесных земель (пашни, сенокосы, пастбища и др.) по управляемым лесам (защитные и эксплуатационные леса) и резервным лесам, в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации; - площадь контролируемых профилактических выжиганий лесных горючих материалов на землях лесного фонда в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации; - площадь лесов и общие запасы древесины по преобладающим группам пород на землях особо охраняемых природных территорий, на землях обороны и безопасности, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса, в целом и с детализацией по субъектам Российской Федерации - материалы государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации (предоставляются после завершения первого этапа и адаптации данных для подготовки национальной отчетности в соответствии с международными требованиями) |
10. |
Федеральное агентство водных ресурсов |
- площадь водохранилищ (по субъектам Российской Федерации) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.