Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной поддержки молодых ученых"
(подготовлен Минобрнауки России 21.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной поддержки молодых ученых" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 23 февраля 2021 г. N Пр-299.
Одними из важнейших задач научно-технологического развития Российской Федерации являются выявление и привлечение талантливой молодежи в науку, создание условий для построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.
При этом необходимо отметить, что при наличии широкой линейки мер государственной поддержки молодых ученых (премии, стипендии, гранты, жилищные сертификаты и др.) четкое и единообразное определение понятия "молодой ученый" отсутствует. На уровне подзаконных нормативных правовых актов содержатся разные критерии отнесения исследователей к категории молодых ученых, что создает трудности в правоприменении, необоснованно сужает круг получателей мер государственной поддержки.
В связи с этим представляется важным ввести соответствующее понятие в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) и закрепить в нем правой статус молодого ученого как совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. В частности, предлагается установить, что молодым ученым является профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью гражданин в возраст до 35 лет включительно.
Таким образом, законопроектом предлагается дополнить Закон о науке статьей 4.2, посвященной правовому статусу молодого ученого.
Включение соответствующих положений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" позволит упорядочить систему мер государственной поддержки молодых ученых и повысить эффективность их реализации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.