Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России 30.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях реализации подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 03.11.2020 N Пр-1784 по вопросу разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тушению пожаров в населенных пунктах и направлен на совершенствование законодательной базы Российской Федерации в части определения подходов по оптимальному распределению сил и средств Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) для тушения пожаров в населенных пунктах.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации общественная безопасность, а также осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим Федеральным законом осуществление тушения пожаров отнесено к полномочиям как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и является предметом их совместного ведения.
В настоящее время порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, входящих в состав пожарно-спасательных гарнизонов, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ установлен статьей 22 Федерального закона и приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2018, регистрационный N 49998) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 28.02.2020 N 129 (Зарегистрирован Минюстом России 02.07.2020, регистрационный N 58812) и предусматривает разработку и утверждение документов предварительного планирования действий по тушению пожаров как на территории отдельного муниципального образования (расписание выездов подразделений пожарной охраны), так и на территории субъектов Российской Федерации в целом (планы привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов).
Данные документы предусматривают разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений пожарной охраны ГПС, ведомственной, муниципальной, частной и добровольной пожарной охраны), с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время, а также обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного пожарно-спасательного гарнизона (далее - гарнизон) в количестве, необходимом для локализации пожара. Данные принципы являются основополагающими при формировании системы реагирования в гарнизонах.
Таким образом, в систему реагирования местных гарнизонов заложен гибкий механизм, предусматривающий возможность привлечения к тушению пожара, в зависимости от его масштаба и сложности, одновременно нескольких подразделений различных видов пожарной охраны, входящих в состав гарнизона.
При этом до настоящего времени не систематизированы подходы к размещению подразделений ГПС в населенных пунктах.
В целях оптимального распределения группировки ГПС в населенных пунктах, по мнению МЧС России, размещение территориальных подразделений федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) и противопожарной службы субъектов Российской Федерации (далее - ППС) в населенных пунктах необходимо производить исходя из административно-территориального принципа, с учетом экономического и промышленного потенциала этих населенных пунктов, а также численности проживающего в них населения.
К таким населенным пунктам возможно отнести, в том числе административные центры субъектов Российской Федерации, административные центры муниципальных районов, городских или муниципальных округов с численностью постоянно проживающего в них населения более 7 тыс. человек, иные населенные пункты с численностью постоянно проживающего в них населения более 20 тыс. человек.
При этом в городах федерального значения - субъектах Российской Федерации с учетом сложившейся практики применения группировки ГПС и существующей системы реагирования предлагается предусмотреть возможность одновременного размещения территориальных подразделений ФПС и ППС.
Подразделения ППС планируется размещать в населенных пунктах, прибытие подразделений ФПС в которые при их дислокации не позволит обеспечить условие, установленное статьей 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Подавляющее большинство органов власти субъектов Российской Федерации также поддерживают подход, предусматривающий размещение подразделений ГПС в населенных пунктах исходя из административно-территориального принципа.
В этой связи наиболее эффективным с экономической точки зрения механизмом реализации предлагаемого подхода является разработка и утверждение перечня населенных пунктов, в которых размещаются территориальные подразделения ФПС.
Это позволит на начальном этапе нормативно закрепить существующее присутствие указанных подразделений ФПС в населенных пунктах, а в последующем - приступить к поэтапной корректировке перечня, с учетом дальнейшего развития ГПС и объемов текущего финансирования МЧС России и субъектов Российской Федерации, путем поэтапной замены подразделений ФПС на подразделения ППС и (или) наоборот.
В целях недопущения увеличения нагрузки на федеральный и региональные бюджеты предлагаемые мероприятия предлагается проводить поэтапно (не менее 10 лет).
Реализация предлагаемого подхода позволит обеспечить оптимальное распределение группировки ГПС в населенных пунктах, систематизировать подходы к их размещению, определить векторы и концепции развития ФПС и ППС, а также объемы финансовых средств, необходимых МЧС России и органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий по тушению пожаров в населенных пунктах.
Кроме того, будет обеспечено присутствие группировки территориальных подразделений ФПС в населенных пунктах, в которых проживает наибольшее количество населения (более 70% населения страны) и размещаются крупные производственные объекты, объекты органов государственной власти, образования, социальной сферы, иного назначения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.