Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров"
(подготовлен Минфином России от 08.04.2021)
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок функционирования национальной системы прослеживаемости товаров (далее - Порядок).
2. Установить, что с 1 января 2023 г. операторы электронного документооборота обязаны представлять федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения, поступивших им по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в электронной форме содержащие реквизиты прослеживаемости счета-фактуры, в том числе корректировочные, или универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. Федеральной налоговой службе утвердить:
а) в срок не позднее 1 июля 2021 г. - формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости;
б) в срок не позднее 1 декабря 2022 г. - порядок представления операторами электронного документооборота в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в электронной форме содержащих реквизиты прослеживаемости счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, а также универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 настоящего постановления, который вступает в силу с 1 июля 2021 г., но не ранее месяца со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _.. N _.
Порядок функционирования национальной системы прослеживаемости товаров
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила функционирования национальной системы прослеживаемости товаров:
создания, внедрения и сопровождения национальной системы прослеживаемости товаров;
сбора, учета, хранения и обработки сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;
обмена сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;
контроля за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации (далее - Перечень товаров);
предоставления в налоговые органы отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, означают следующее:
"документы, содержащие реквизиты прослеживаемости":
уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, предусмотренное пунктом 25 настоящего Порядка;
уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, предусмотренное пунктом 23 настоящего Порядка;
уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, предусмотренное пунктом 28 настоящего Порядка;
"национальная система прослеживаемости товаров" - информационная система, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров;
"операторы электронного документооборота" - операторы электронного документооборота, являющиеся российскими организациями и соответствующие требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
"операции с товарами, подлежащими прослеживаемости" - следующие операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости":
ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретенных на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза товаров, подлежащих прослеживаемости;
реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, за пределы Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
приобретение товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;
реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;
получение товаров, подлежащих прослеживаемости, комиссионером (агентом), действующим от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора), от комитента (принципала) в целях последующей реализации;
передача товаров, подлежащих прослеживаемости, комитентом (принципалом) комиссионеру (агенту), действующему от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора) в целях последующей реализации;
хранение товара, подлежащего прослеживаемости, имеющегося у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, на момент вступления в силу Перечня товаров, (изменений к нему);
передача (получение) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости;
прекращение прослеживаемости товаров в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;
возобновление прослеживаемости товаров в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка;
передача товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товары (передача товара правопреемнику в рамках реорганизации юридического лица вклад в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, передача товара в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов));
получение товара, подлежащего прослеживаемости, не связанное с реализацией или получением на безвозмездной основе права собственности на товары (получение вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, получение в качестве вклада в уставный капитал имущества, получение участником договора простого товарищества имущества при выходе из товарищества, а также при разделе имущества в результате прекращения простого товарищества, получение товара, ранее переданного в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов);
"отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости" - отчет, представляемый участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в случаях и в порядке, предусмотренном настоящим Порядком;
"прослеживаемость" - организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости товаров;
"регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости" - идентификатор, используемый в целях прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, и представляющий собой один из номеров:
1) номер, формируемый участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, совершающим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости согласно подпункту 1 пункта 3 настоящего Порядка, из показателей декларации на товары (регистрационный номер декларации на товары и порядковый номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с декларацией на товары);
2) номер, формируемый участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, совершающим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости согласно подпункту 1 пункта 3 настоящего Порядка, из показателей заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (регистрационный номер заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и порядковый номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары);
3) номер, присваиваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости согласно подпунктам 2 - 6 пункта 3 настоящего Порядка, на основании документов, представляемых участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с пунктами 25 или 28 настоящего Порядка.
"реквизиты прослеживаемости":
регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, в соответствии с Перечнем товаров;
количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости;
"товары, подлежащие прослеживаемости" - товары, в отношении которых в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка осуществляется прослеживаемость;
"универсальный корректировочный документ" - электронный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
"универсальный корректировочный документ, исправленный" - электронный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, создаваемый участниками оборота товаров при исправлении ранее составленного универсального корректировочного документа, содержавшего ошибки;
"универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
"универсальный передаточный документ, исправленный" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), создаваемый участниками оборота товаров при исправлении ранее составленного документа, содержавшего ошибки;
"участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости" - индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
3. Прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, приведенных в Перечне товаров, при выполнении одного из следующих условий:
1) товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
2) товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) Российской Федерации иным способом;
3) товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
4) товары задержаны таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, не востребованы в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
5) товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;
6) товары ранее ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случаях, определенных подпунктами 1 - 5 настоящего пункта, и фактически находятся на территории Российской Федерации и иных территориях, находящиеся под ее юрисдикцией, на дату вступления в силу Перечня товаров (изменений к нему).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, указанных в подпунктах 2-4 настоящего пункта прослеживаемость осуществляется с момента приобретения у Росимущества и иных уполномоченных контролирующих органов указанных товаров участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
4. Прослеживаемость прекращается в следующих случаях:
1) исключение товара, подлежащего прослеживаемости, из Перечня товаров;
2) выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, прекращается право собственности на товары: выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости - в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров;
3) реализация, а также передача на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
4) фактический вывоз с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
5) вывоз товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза;
6) реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при условии последующего официального использования этих товаров;
7) недостача товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленная участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации.
5. Прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:
1) возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 4 настоящего Порядка;
2) возврат продавцу физическими лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также возврат налогоплательщиками налога на профессиональный доход, товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
3) выявление, участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, по которым ранее выявлена недостача.
6. Действие настоящего Порядка не распространяется:
на товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;
на товары, подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
на товары, отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
товары, сведения об операциях, с которыми составляют государственную тайну.
II. Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров
7. Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются оператором национальной системы прослеживаемости товаров.
8. Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются на основе следующих принципов:
а) обеспечение полноты, достоверности, сохранности принимаемой и передаваемой с использованием национальной системы прослеживаемости товаров информации;
б) единство организационно-методического обеспечения национальной системы прослеживаемости товаров;
в) использование единых классификаторов в национальной системе прослеживаемости товаров;
г) обеспечение бесперебойности работы национальной системы прослеживаемости товаров.
9. Программные и технические средства национальной системы прослеживаемости товаров должны обеспечивать:
а) круглосуточную непрерывную работу национальной системы прослеживаемости товаров, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы;
б) обмен сведениями между национальной системы прослеживаемости товаров и иными информационными системами;
в) защиту информации, содержащейся в национальной системе прослеживаемости товаров, в соответствии с утвержденными Федеральной службой по техническому и экспортному контролю требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.
10. Субъектами национальной системы прослеживаемости товаров являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
3) участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости;
4) операторы электронного документооборота.
11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, является оператором национальной системы прослеживаемости товаров.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов:
1) ведет учет товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, и обработку таких сведений с использованием национальной системы прослеживаемости;
2) предоставляет информацию, содержащуюся в национальной системе прослеживаемости товаров, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка;
3) размещает специальные сервисы на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях исполнения участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязанности, предусмотренной подпунктом 7 пункта 13 настоящего Порядка;
4) использует информацию, содержащуюся в национальной системе прослеживаемости товаров, в целях контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
5) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации по вопросам прослеживаемости товаров.
12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела:
1) предоставляет сведения о товарах, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 3 настоящего Порядка, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка;
2) использует информацию, полученную в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка из национальной системы прослеживаемости товаров, в целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
3) исполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим Порядком.
13. Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости:
1) представляют документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях и в порядке, установленных настоящим Порядком;
2) отражают операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, указанные в пункте 33 настоящего Порядка, в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и представляют в налоговые органы отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, в электронной форме в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка.
3) участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость), при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, выставляют счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронной форме по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с пунктом 9 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев:
реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.
Выставление счетов-фактур, в том числе корректировочных, по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, в зашифрованном виде запрещается.
4) участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)), при реализации, а также при передаче в собственность на безвозмездной основе, товаров, подлежащих прослеживаемости, оформляют универсальные передаточные документы, а в случае изменения стоимости в связи изменением цены и (или) изменением количества отгруженных товаров - универсальные корректировочные документы в электронной форме по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с отражением в них реквизитов прослеживаемости и передают по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Универсальный передаточный документ, универсальный корректировочный документ, содержащие реквизиты прослеживаемости, оформляются в электронной форме в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта, за исключением случаев:
реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.
Передача участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота осуществляется в порядке выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи согласно пункту 9 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В аналогичном порядке осуществляется передача исправленных универсальных передаточных документов, исправленных универсальных корректировочный документов в случае их оформления участниками оборота для исправления ранее составленных при отгрузке универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, содержавших ошибки;
5) участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющиеся комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), являющихся участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, указанными в подпункте 4 настоящего пункта, оформляют универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости.
6) оформляют универсальные передаточные документы в рамках договоров комиссии (агентских договоров) также:
участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющиеся комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), после приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости;
участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющиеся комитентами (принципалами), принявшими решение о реализации товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента), действующего от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющего деятельность в интересах комитентов (принципалов).
При формировании универсального передаточного документа в случаях, указанных в настоящем подпункте, универсальные передаточные документы должны содержать сведения об обстоятельствах формирования универсального передаточного документа (о реализации (приобретении товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента) действующего от своего имени).
7) при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, и получении универсальных передаточных документов от участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, обязаны обеспечить оформление универсальных передаточных документов электронной форме с указанием итога приемки товара и передачу таких оформленных универсальных передаточных документов участнику оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, реализовавшему указанный товар, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота;
8) при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить наличие и правильность указания реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, в том числе корректировочных, в документах, предусмотренных подпунктами 4 - 6 настоящего пункта.
При приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязан удостовериться в наличии и правильности указанного в счете-фактуре, в том числе корректировочном, в универсальном передаточном документе, универсальном корректировочном документе, регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, а также обеспечить правильность его указания в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В целях исполнения обязанности, установленной настоящим подпунктом, участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, вправе использовать специальные сервисы, размещенные на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III. Сбор, учет, хранение и обработка сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров. Контроль за операциями с товарами, включенными в Перечень товаров
14. К сведениям, подлежащим включению в национальную систему прослеживаемости товаров и содержащимся в ней, относятся сведения, об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - сведения).
Сведения представляются:
участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в случаях и порядке, установленных настоящим Порядком;
иными государственными информационными системами с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при обмене сведениями между национальной системой прослеживаемости и иными государственными информационными системами в соответствии с положениями пунктов 17-22 настоящего Порядка;
в иных случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
15. Оператор национальной системы прослеживаемости товаров обеспечивает сбор и учет сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости, а также хранение сведений, содержащихся в национальной системе прослеживаемости товаров, в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
16. В результате обработки сведений в национальной системе прослеживаемости товаров происходит формирование аналитической информации, позволяющей осуществлять контроль за операциями с товарами, подлежащими прослеживаемости, в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная аналитическая информация совместно с иными сведениями, содержащимися в национальной системе прослеживаемости товаров, представляется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в рамках обмена сведениями с национальной системой прослеживаемости товаров.
IV. Обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами
17. В настоящем Порядке под обменом сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в государственной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в национальной системе прослеживаемости товаров, а также предоставление в государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, информации, содержащейся в национальной системе прослеживаемости товаров.
18. Обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и государственной информационной системой федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
19. В случае отсутствия технической возможности организации указанного обмена сведениями с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия оператором национальной системы прослеживаемости товаров с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, заключаются соглашения об информационном взаимодействии, которые определяют в том числе:
а) особенности организации обмена сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и государственной информационной системой федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела;
б) состав сведений, обмен которыми предлагается осуществлять при обмене сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и государственной информационной системой федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела.
20. Национальная система прослеживаемости товаров подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе.
21. Обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами осуществляется в автоматическом режиме без направления запросов о предоставлении информации.
22. Форматы документов, используемых в процессе обмена сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
V. Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза
23. При перемещении в связи с реализацией товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны уведомлять о таком перемещении федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение пяти рабочих дней с даты отгрузки этого товара.
Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, заполняется в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
24. В случае частичного или полного возврата товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее перемещенных с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию государств - членов Евразийского экономического союза, или при обнаружении участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в представленном им уведомлении о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязан внести в него необходимые изменения и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, корректировочное уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня с даты возврата товара (либо с даты обнаружения факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок).
Корректировочное уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка.
VI. Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства-члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией
25. При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретенных на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза товаров, подлежащих прослеживаемости, участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о ввозе с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в течение пяти рабочих дней с даты принятия этих товаров на учет.
Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, заполняется в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
26. На основании уведомления, указанного в пункте 25 настоящего Порядка, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не позднее следующего календарного дня с даты получения указанного уведомления присваивает регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, и сообщает его участнику оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В случае подачи уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, через уполномоченного представителя участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, должен обеспечить получение регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, присвоенного налоговым органом, у указанного уполномоченного представителя.
27. В случае частичного или полного возврата товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее ввезенных с территории государства члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации или иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, или при обнаружении участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в представленном им уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязан внести в него необходимые изменения и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, корректировочное уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня с даты возврата товара (либо с даты обнаружения факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок).
Корректировочное уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка.
VII. Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости
28. Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, об имеющихся на дату вступления в силу Перечня товаров, либо изменений в него, остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках товаров), а также в иных случаях, установленных настоящим пунктом.
Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, представляют Уведомление об остатках товаров начиная с даты вступления в силу Перечня товаров, либо изменений в него.
Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на товары, подлежащие прослеживаемости, переданные для реализации физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход, до вступления в силу Перечня товаров (изменений в него), и реализованные в течение шести месяцев с даты вступления в силу Перечня товаров (изменений в него).
В случае внесения изменений в Перечень товаров, Уведомление об остатках товаров представляется участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, только в отношении тех видов имеющихся у него товаров, подлежащих прослеживаемости, которые перечислены в указанных изменениях.
Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, также представляют Уведомление об остатках товаров при принятии решения о реализации следующих товаров, подлежащих прослеживаемости:
приобретенных после вступления в силу Перечня товаров у физических лиц, использовавших указанный товар для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд;
приобретенных после вступления в силу Перечня товаров у налогоплательщиков налога на профессиональный доход;
приобретенных после вступления в силу Перечня товаров ранее конфискованных, обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобретенных у Росимущества и иных уполномоченных контролирующих органов товаров;
возвращенных в оборот физическими лицами, приобретавшими указанный товар до вступления в силу Перечня товаров, для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд;
возвращенных в оборот налогоплательщиками налога на профессиональный доход, приобретавшими указанный товар до вступления в силу Перечня;
в иных случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Уведомление об остатках товаров представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Уведомление об остатках товаров заполняется в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
29. На основании Уведомления об остатках товаров, представленного в соответствии с пунктом 28 настоящего Порядка, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не позднее следующего календарного дня с даты получения указанного уведомления присваивает регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, и сообщает его участнику оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
30. В случае подачи Уведомления об имеющихся остатках товаров через уполномоченного представителя участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, должен обеспечить получение регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, присвоенного налоговым органом, у указанного уполномоченного представителя.
31. При обнаружении участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в представленном им Уведомлении об имеющихся остатках товаров факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязан внести в него необходимые изменения и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, корректировочное уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок.
Корректировочное уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка.
VIII. Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости
32. Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны представлять в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), по месту жительства индивидуального предпринимателя отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, совершенным в отчетном периоде, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, только при наличии в отчетном периоде операций с товарами, подлежащими прослеживаемости. Отчетный период устанавливается как квартал.
33. Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка, по форме и формату, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:
участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, применяющими специальные налоговые режимы (за исключением участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, или не использующих указанное право), а также налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, и должен содержать сведения об операциях по приобретению (получению), реализации (передаче) товаров, подлежащих прослеживаемости, в том числе через агента или комиссионера, об операциях по передаче (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, не связанной с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, а также об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Порядка, за исключением вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза;
участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика), и должен содержать сведения об операциях по приобретению (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, в том числе через агента или комиссионера, у участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, указанных в подпункте 4 пункта 13 настоящего Порядка, об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Порядка, за исключением подпунктов 2 - 4 пункта 4 и подпункта 2 пункта 5 настоящего Порядка, а также об операциях по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, заполняется в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
34. При обнаружении участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в представленном им в налоговый орган отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязан внести в него необходимые изменения и представить в налоговый орган корректировочный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок.
Корректировочный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляется в порядке, установленном разделом IX настоящего Порядка.
IX. Представление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости
35.Участниками электронного взаимодействия при представлении отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - электронное взаимодействие) являются участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, налоговые органы и операторы электронного документооборота.
36. Представление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
37. В процессе электронного взаимодействия используются следующие технологические электронные документы, форматы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации:
1) подтверждение даты отправки электронного документа;
2) квитанция о приеме электронного документа;
3) уведомление об отказе в приеме электронного документа;
4) извещение о получении электронного документа. Извещение о получении электронного документа формируется на каждый отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, документ, содержащий реквизиты прослеживаемости, и технологический электронный документ, указанный в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта;
5) информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в случае подписания отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, уполномоченным представителем участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
38. Налоговые органы обеспечивают хранение не менее 10 лет, а операторы электронного документооборота и участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости обеспечивают хранение не менее 5 лет всех отправленных и принятых отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) уполномоченного представителя участника электронного взаимодействия в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат).
39. Квалифицированные сертификаты участникам электронного взаимодействия выдаются организациями, аккредитованными Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и выпускающими квалифицированные сертификаты для использования их в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
40. Участники электронного взаимодействия не реже одного раза в сутки проверяют поступление отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, и технологических электронных документов.
41. Участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, формирует отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документ, содержащий реквизиты прослеживаемости, в электронной форме по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, подписывает его УКЭП уполномоченного представителя участника оборота товаров в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", и направляет по телекоммуникационным каналам связи оператору электронного документооборота, а также фиксирует дату отправки.
42. Датой направления участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа.
43. При получении участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа.
44. Оператор электронного документооборота, получив отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документ, содержащий реквизиты прослеживаемости, в электронной форме, в течение одного часа направляет участнику оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня - подтверждение даты отправки электронного документа.
Участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, получив подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота извещение о получении электронного документа.
45. Оператор электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документа, содержащего реквизиты прослеживаемости, в электронной форме направляет в налоговые органы отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документ, содержащий реквизиты прослеживаемости в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, подписанное УКЭП уполномоченного представителя оператора электронного документооборота в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Налоговые органы, получив отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документ, содержащий реквизиты прослеживаемости, в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляют оператору электронного документооборота соответствующие извещения о получении электронного документа.
46. При получении отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документа, содержащий реквизиты прослеживаемости, в электронной форме и отсутствии оснований для отказа в его приеме налоговый орган формирует квитанцию о приеме электронного документа, подписывает ее УКЭП уполномоченного представителя налогового органа в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", и направляет ее оператору электронного документооборота.
Налоговые органы направляют квитанцию о приеме электронного документа участнику оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документа, содержащего реквизиты прослеживаемости, в электронной форме участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
47. При наличии оснований для отказа в приеме отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документа, содержащего реквизиты прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня после приема отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документа, содержащего реквизиты прослеживаемости в электронной форме налоговые органы формируют уведомление об отказе в приеме электронного документа, подписывает его УКЭП и передает оператору электронного документооборота для направления участнику оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
Основаниями для отказа в приеме налоговыми органами отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документа, содержащего реквизиты прослеживаемости, в электронной форме являются:
1) ошибочное направление налоговому органу;
2) отсутствие (несоответствие) УКЭП участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости (его уполномоченного представителя);
3) направление не по утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, формату.
48. Оператор электронного документооборота, получив квитанцию о приеме электронного документа или уведомление об отказе в приеме электронного документа, в течение одного часа направляет налоговым органам извещение о получении электронного документа.
Оператор электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня после передачи ему квитанции о приеме электронного документа или уведомления об отказе в приеме электронного документа направляет квитанцию о приеме электронного документа или уведомление об отказе в приеме электронного документа участнику оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
Участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, получив квитанцию о приеме электронного документа или уведомление об отказе в приеме электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота извещение о получении электронного документа.
49. При получении уведомления об отказе в приеме электронного документа участник оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документа, содержащего реквизиты прослеживаемости.
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров"
Проект постановления Правительства Российский Федерации "Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров" (далее - проект постановления) подготовлен во исполнение нового пункта 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) и статьи 6.2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 371-ФЗ, согласно которым налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Проект постановления разработан также во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 3 декабря 2020 года N 11493п-П13.
Проект постановления направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29 мая 2019 г., ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 386-ФЗ) (далее - Соглашение).
Согласно статье 1 Соглашения под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации Соглашения.
Соглашением установлено, что национальная система прослеживаемости - информационная система государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
В целях обеспечения готовности национальной системы прослеживаемости в Российской Федерации и апробации контрольных функций необходимо обеспечить начало осуществления прослеживаемости в Российской Федерации до начала пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости, предусмотренного Соглашением.
В связи с этим проектом постановления предлагается установить общие положения о прослеживаемости, а также:
создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров;
сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;
обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;
контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации;
предоставление в налоговые органы отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Проектом постановления предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В отношении товаров, ввозимых с территории государств - членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории Российской Федерации, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.
Проектом постановления предусмотрено, что при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, соответствующий РНПТ включается участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, в счет-фактуру (для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) или в документ об отгрузке товаров (для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, не являющихся налогоплательщиками НДС), составляемые в электронной форме.
Согласно проекту постановления прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, утверждаемого Правительством Российской Федерации, а также в случаях:
выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, прекращается право собственности на товары: выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости - в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с использованием товаров, подлежащих прослеживаемости, в производстве, в том числе переработкой товаров;
реализации, а также передачи на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
фактического вывоза с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС;
реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при условии последующего официального использования этих товаров;
недостачи товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленной участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации.
При этом проектом постановления предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в случае возврата непереработанных остатков товара, подлежащего прослеживаемости, из производства, возврата в торговый оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, возврата налогоплательщиками налога на профессиональный доход, товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных налогоплательщикам налога на профессиональный доход.
Информацию по операциям прекращения и возобновления прослеживаемости (за исключением операции вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию другого государства - для всех участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, а также за исключением - реализации или передачи на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход, а также фактического вывоза с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта) - для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, являющихся налогоплательщиками НДС) участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчет - отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Также в вышеуказанный отчет участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, не являющихся налогоплательщиками НДС, будет включаться информация об операциях купли-продажи товаров, подлежащих прослеживаемости, и представляться в налоговый орган ежеквартально.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.